Методы конкурентной борьбы
Типы конкурентного поведения
Добросовестная конкуренция. Конкуренция, которая ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.
Недобросовестная, нечестная конкуренция. Укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы:
- продажа по цене ниже себестоимости;
- установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
- ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара;
- недобросовестное копирование товаров и конкурентов, незаконное использование товарного знака;
- нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;
- коммерческий шпионаж и т.п.
Ценовая конкуренция:
- борьба между производителями за сверхприбыль путем уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров;
|
|
- использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства.
Неценовая конкуренция:
- повышение качества продукции за счет совершенствования технических характеристик товаров;
- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя;
- производство товаров-заменителей;
- улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис;
- использование массовой рекламы и т.п.
В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка:
- совершенной конкуренции и
- несовершенной конкуренции.
Для рыночной структуры этого типа характерно:
- наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей;
- незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену (в условиях совершенной конкуренции отдельная фирма выступает как ценополучатель);
- продажа всеми продавцами однородной, стандартной, унифицированной продукции;
- одинаковая информация о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей);
- мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из неё.
Рынок, который соответствует всем этим условиям, называется «совершенным», или «свободным». В условиях такого рынка продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы.
|
|
Совершенная конкуренция была характерна для рыночной экономики середины XIX в. Однако, конкуренция объективно ведет к концентрации производства и капитала на крупных предприятиях и возникновению монополий, разрушающих конкуренцию.
В современных условиях совершенная – скорее исключение, чем правило. Сегодня наиболее близки к рынкам совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственный продукции, ценных бумаг, валюты и т.п.
В конце XIX – начале XX в. происходит интенсивный процесс монополизации производства и рынков, в результате условия совершенной конкуренции нарушаются и формируется рынок несовершенной конкуренции.