Классификация предпринимательской деятельности
Тема 5. Виды и формы предпринимательской деятельности
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам.
По виду, или назначению, предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать ограничения или преимущества в зависимости от формы собственности.
По числу собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.
|
|
По организационно-правовым формам предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы, унитарные предприятия.
По организационно-экономическим формам выделяют концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги.
Производственное предпринимательство – это ведущий вид предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. В условиях перехода к рынку эта сфера деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию.
Чтобы заняться производственной деятельностью, предприниматель должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. Затем он приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями.
Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара.
Следующий этап – приобретение или аренда факторов производства.
К факторам производства относятся производственные фонды, рабочая сила и информация. Производственные фонды в свою очередь подразделяются на основные и оборотные.
|
|
К основным производственным фондам (орудиям труда) относятся: здания и сооружения; передаточные устройства; силовые машины и оборудование; рабочие машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; лабораторное оборудование; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент и приспособления; производственный инвентарь, прочие основные фонды.
Оборотные производственные фонды (предметы труда) составляют: сырье; основные и вспомогательные материалы; топливные и энергетические ресурсы; тара и тарные материалы; малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и производственный инвентарь; запасные части для ремонтов.
Рабочую силу предприниматель нанимает по объявлениям, через биржи труда, агентства по трудоустройству, находит потенциальных работников с помощью друзей и знакомых.
Далее предприниматель приобретает всю необходимую ему информацию о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуг и т.д.
Расчет потребности в финансовых средствах. Осуществление предпринимательской сделки связано с денежными затратами. Общую потребность в деньгах (Дп) на ведение производственно-предпринимательской деятельности можно рассчитать по формуле
Дп = Др + Дм + Дс + Ди + Ду,
где Др – денежные средства, необходимые для оплаты труда наемных работников;
Дм – денежная оплата стоимости приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии;
Дс – денежные расходы, связанные с приобретением и использованием средств труда (ОПФ);
Ди – денежная оплата приобретаемой предпринимателем информации;
Ду – оплата услуг сторонних организаций и лиц (строительные работы, транспортные услуги и др.).
Результативность производственной деятельности. Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции (работ, услуг) потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составляет прибыль предприятия.
Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль предпринимателя. Валовая прибыль – денежная сумма, которая остается у предпринимателя после оплаты им всех затрат на производство и реализацию продукции, но до выплаты налогов. Остаточная прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и т.п. и представляет собой итог деятельности предпринимателя.
Общую финансовую оценку деятельности определяет показатель рентабельность – отношение остаточной прибыли к полным издержкам производства. Если общая сумма полных издержек производства составила 4,0 млн., а чистая прибыль – 0,6 млн. руб., то рентабельность будет равна 15%. Для западных предпринимателей такая рентабельность считалась бы высокой, для отечественных – минимальной. Очевидно, имеет значение и масштаб производства.