Размер доходов, получаемых предприятием, напрямую зависит от уровня цен на его продукцию и услуги. Это в первую очередь относится к выручке от реализации (ВР) продукции (работ, услуг), которая определяется как произведение цены на количество продукции.
Ценообразование включает различные стадии формирования цен при продвижении продукции от предприятия-изготовителя к конечному потребителю. На начальном этапе формируется оптовая цена изготовителя (Цопт), которая должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить требуемый уровень прибыльности:
,
где С – себестоимость изделия; П – прибыль на единицу изделия.
Затем определяется отпускная цена (Цотп) предприятия – в цену включаются НДС и другие косвенные налоги:
,
где НДС – сумма налога на добавленную стоимость (0% – экспорт, 10% – некоторые продовольственные и товары для детей, 18% – остальные).
Пример. Себестоимость единицы продукции – 800 руб. Планируемая рентабельность продукции – 30% к себестоимости. Ставка НДС – 18%. Определить оптовую цену изготовителя и отпускную цену предприятия.
|
|
Оптовая цена изготовителя составит: руб.
Отпускная цена предприятия равна: руб.
При реализации продукции через оптовых посредников формируются оптовые цены закупки, включающие посреднические наценки (скидки):
,
где Цотп – отпускная цена предприятия-изготовителя; Цсн . сб. – снабженческо-сбытовая надбавка.
При реализации продукции через предприятия розничной торговли формируется розничная цена, включающая розничную торговую наценку, которая по своему экономическому содержанию и структуре аналогична снабженческо-сбытовой наценке. В любом случае наценка – цена услуг посреднической или торговой организации.
Помимо цен на продукцию существуют цены на услуги – тарифы (на грузовые перевозки, услуги связи и т. д.). Их уровень занимает значительный удельный вес в себестоимости продукции и оказывает большое влияние на показатели деятельности предприятий.
Применяя систему скидок, предприятие может добиваться значительного увеличения продаж. Это могут быть:
- скидки за количество приобретаемых товаров;
- сезонные скидки для покупателей, совершающих внесезонные покупки;
- скидки для постоянных покупателей;
- скидки за платежи наличными;
- скидки с цены нового товара при условии сдачи старого;
- скидки за сокращение сроков оплаты при продаже продукции на условиях коммерческого кредита.