Погребальный комплекс фараона Джосера стоит на прямоугольной площадке размером 545×278 метров (около 15 га). Участокимеет ярко выраженную меридиональную ориентацию длинной оси. Это первое сооружение в Египте, выполненное полностью в камне (белый известняк). Доминантой комплекса служила огромная ступенчатая пирамида высотой около 60 м. Верхняя часть пирамиды разрушена временем. Вокруг пирамиды, в замкнутом прямоугольнике общего плана, размещались различные храмовые постройки для заупокойного культа, своеобразные гробницы, галереи, дворы и т. д. (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Пирамида Джосера в Саккаре (общий вид, реконструкция по Перрингу)
Главный строитель комплекса – придворный зодчий Имхотеп, с именем которого связывался один из упомянутых выше архитектурных трактатов. Имя его ознаает «Тот, кто пребывает в покое» (рис. 2.7). Он носил почетный титул «Брат фараона», был верховным жрецом города Гелиополя, «Начальником всех работ фараона». После смерти он был обожествлен, имел свой заупокойный храм, в который приносили в качестве жертвы мумии ибисов – священных птиц бога Тота. Гениальный зодчий, сумевший облегчить вес пирамиды с помощью системы пустот, заполненных песком, он был также выдающимся врачом (греки прозвали его Асклепием, римляне – Эскулапом), геологом, создателем египетской письменности, астрономом и т. д. Впервые применил элементы архитектурного ордера (полуколонны в виде стеблей лотоса и папируса). Ему же приписывается создание канонической системы древнеегипетского храма.
|
|
В книге К. Целлар «Архитектура стран фараонов» (М.,1990) высказано предположение, что комплекс Джосера в Саккара является имитацией первой египетской столицы: «Стена комплекса символизирует белую крепостную стену Мемфиса; ступенчатая пирамида возвышается на месте храма бога Пта. Заупокойный храм символизирует царский дворец. Административные здания символизируют Южный и Северный дома. Номы Верхнего, Египта представлены молельными с западной стороны двора для юбилейных праздников, номы нижнего Египта – молельными с восточной стороны.
Рис. 2.7. Статуэтка зодчего Имхотепа. Его творение – пирамида Джосера в Саккаре.
Рис. 2.8. Пирамида, портрет фараона Джосера Великолепного, III династия.
Таким образом, местом обитания усопшего фараона по-прежнему оставалась столица объединенного государства...» (80, С. 65). С нашей точки зрения, космические границы комплекса Джосера значительно шире.
Известно, что древние египтяне в течение многих веков представляли себе Землю в виде совершенно плоского, вытянутого к югу прямоугольника, вдоль длинных сторон которого высятся горы, держащие на себе железный небесный свод. Со всех сторон земля омыва-ется круговым морем Шенур, от которого отходят четыре другихморя – Средиземное («Великая Зелень»), Краснее («Лазурные Воды»), Индийский и Атлантический океаны.
|
|
Согласно замыслу Имхотепа, душа Джосера «Великолепного», мудрого и справедливого правителя (рис. 2.8), должна была гарантировать государству политическую стабильность и дальнейшее процветание «на миллионы лет». Этого можно было достичь, возведя погребальный комплекс из самого прочного по тем временам строительного материала – камня. Проанализируем его планировочную структуру (рис. 2.9).
Рис. 2.9. Общий вид и план комплекса Джосера в Саккара (ок. 3000 г. до н. э.):
Длинная крытая галерея вдоль северной стены, скорее всего, символизировала южную оконечность Европы, которая казалась египтянам хаотичным скоплением мелких островов. По этой причине интерьер галереи был расчленен многочисленными выступами и нишами. Обширная прямоугольная площадь перед заупокойным храмом могла имитировать Средиземное море. Расположенная южнее шестиступенчатая пирамида уподоблялась многоярусному небесному своду (египтянам были известны пять планет, видимых невооруженным глазом, не менее восьми «навигационных»звезд и созвездий). Размеры пирамиды в различных источниках варьируются. Её высота – 60 метров. Размеры плана – 121×109 м (по другим данным – 125×115 м). Пирамида и заупокойныйхрам высятся как бы на границе Обеих Земель. Эта граница в композиции комплекса подчеркнута в широтной направлении вытянувшимся к востоку «Двором сердаба», а в меридиональном – Северным и Южным домами, украшенными лотосо- и папирусообразными полуколоннами.
Рис. 2.10. Саккара. Генеральный план комплекса пирамиды:
а – входной двор, пропилеи; б – большой двор; в – ступенчатая пирамида Джосера; г – двор хеб-сед; д – двор, Южный дворец; е – двор, Северный дворец; ж – заупокойный храм; з – двор сердаба; и – Южная гробница
a б
Рис. 2.11. Южная гробница комплекса Джосера: a – фриз с кобрами, украшающий юго-западную угловую часть стены; б – сохранившаяся юго-западная часть стены двора в погребальном комплексе Джосера в Саккара
Лотос – священное растение южныхномов, папирус – северных. Восточнее пирамиды тянется вдоль стены кюгу длинный двор, предназначенный для проведения «хеб-седа» – праздника о6новления жизненной силы фараона (рис. 2.10). По обе стороны этого двора стоят друг против друга небольшие сокровищницы-молельни, которые олицетворяли многочисленные номы (провинции) Верхнего Египта. С нашей точки зрения, длинный двор являл собой русло Великого Хапи (Нила), по обоим берегам которого располагались земли провинций (молельни) (рис. 2.10, г). Во время праздников «хеб-седа» по этому двору двигалась с юга на север праздничная колонна жрецов, одетых в белые и голубые одежды. Людской поток, направлявшийся к заупокойному храпу, олицетворял благодатные воды Нила. Для большего сходства во главе процессии медленно «плыла» позолоченная ритуальная ладья.
В композиции храмового комплекса можно найти и нильский «исток». Согласно представлениям египтян, Хапи берет свое начало где-то за ВратамиЮга – в пещере, охраняемойогнедышащими змеями. Эту функцию вполне могла выполнять Южная гробница, фриз которой украшали изображениякаменных уреев (египетских кобр) (рис. 2.11).Далее рукотворная«река» течет на восток через многочисленные пороги (юго-восточныйвестибюль, украшенный папирусообразнымитрехчетвертными колоннами), а затем поворачивает на север кмолельням, к Южномуи Северному домам, заупокойному храму.
Таким образом, фараон Джосер был похоронен в громадной каменной модели Обеих Земель, которые он смог объединить под двойным венцом.
|
|
Восточная («солнечная») ориентация погребальных сооружений оставалась неизменной достаточно долго, так как она отобразила один из наиболее фундаментальных космических законов. Дело в том, что на рубеже III тысячелетия до нашей эры древнеегипетские жрецы знали всё о весеннем и осеннем равноденствиях. Как известно, в эти дни Солнце стоит точно над экватором, периоды дня и ночи равны. Именно в этот отрезок времени фасады построек с широтной ориентацией оказывались обращенными на точки восхода и захода солнца. Циклическое равновесие Времени, подчеркнутое абсолютной симметрией архитектурных масс, – священная мистерия, которая должна была, по замыслу зодчих-жрецов, внести умиротворение в души рядовых египтян. Вероятно, именно по этой причине грани многоступенчатой пирамиды Джосера в Саккара были ориентированы строго по сторонам света. Вход в заупокойный храм был обращен на восток, в сторону восходящего Солнца. Это уже традиция: почивший владыка смотрит на своего божественного отца (рис. 2.12).
По всей видимости, именно об этом храме говорится в следующей цитате: «В одной из египетских пирамид сделан глубокий и узкий туннель-коридор. Его отверстие направлено строго на восток, так что в дни равноденствий лучи восходящего Солнца проникали в глубь коридора пирамиды с помощью зеркал и освещали статую в конце коридора. Но во все остальные дни лучи солнца освещали лишь стены коридоры. Жрецы ожидали день, когда Солнце озарит статую, – тогда наступало равноденствие…» [12, С. 31]. В то же время заупокойный храм Джосера примыкал не к восточному, а к северному (!) фасаду шестиступенчатой пирамиды. Какими соображениями мог руководствовался Имхотеп при создании этого градостроительного феномена? Причиной тому могло послужить развитие научных знаний о солнечной эклиптике. Путем длительных наблюдений было установлено, что Солнце ежедневно меняет точку своего восхода на горизонте, совершая ежегодный «двойной марафон» между тропиками Рака и Козерога. Разве мог столь непостоянный бог гарантировать политическую стабильность Обеим Землям? Поэтому взоры астрономов в начале III тысячелетия до н.э. обратились на север. Было замечено, что в течение ночи все звезды совершают полный оборот вокруг звезды Тубан – α Дракона. Она одна из всех звезд сохраняет относительную неподвижность. Едва ли египетские астрономы были знакомы с космическими прецессиями, зато они были твердо уверены, что именно к этой звезде сходятся оси «земного» Нила и его небесного эквивалента – Млечного Пути. Ведь, как и все прочие народы, египтяне считали небо зеркальным отражением своего государства.
|
|
По всей видимости, именно в этот период родилась идея, что душа фараона после его смерти превращается в одну из звезд где-то на северо-восточной оконечности Млечного Пути: «Фараон – это синтез животных, человеческих и космических сил…. Это он, ориентируясь по небесным звездам, чертит планы храмов. Смерть фараона – самое драматическое событие…. Он покидает землю людей, восходит на свой горизонт, достигает неба и сливается со своим создателем. Он уплывает в космическое пространство и превращается там в звезду…» [14, С. 19].
Рис. 2.12. Ориентация погребальной камеры комплекса Джосера на восток
(реконструкция М.С. Булатова)
О том, что такая религиозная реформа могла иметь место, говорят следующие фрагменты:
«Хорошо известно, что египтяне внимательно следили за звездами не только из чисто практических соображений, но для составления звездных карт и таблиц, которые они изображали на своих гробах и гробницах, поскольку звезды считались богами или душами благословенных умерших…. Нам известно, что у египтян в эпоху пирамид был весьма развит звездный культ…» [100, С. 153].
«Заупокойный храм Джосера примыкал к северной стороне пирамиды. Поскольку во всех царских погребениях до Джосера заупокойная молельня была с восточной стороны мастаб, причем тут же был и вход в них, очевидно, в расположении молельни Джосера отразились иные религиозные концепции…. После Джосера (кроме Усеркафа) храмы снова строились у восточной стороны, однако входы во всех пирамидах был уже с севера. Возможно, что произошло слияние двух религиозных учений, по одному из которых, связанному с солярным культом, заупокойные службы должны были совершаться на востоке от гробницы, согласно же другому учению, дух фараона возносился на Полярную звезду…» [14, С. 58].