Средневековая философия. Патристика и схоластика.
16.11.12
Заканчивается древнегреческая философия.
Неоплатонизм
Плотин (205-270 н.э.). Систематизировал языческое учение.
Единое à ум à душа à материя
Мир вам. С любовью, Копёша.
Принципы средневековой философии:
1) Теоцентризм (т.е. источник мира – Бог)
2) Монотеизм (т.е. единобожие)
3) Креационизм (Бог сотворил мир из ничего)
4) Провиденциализм (всем управляет Бог)
5) Ревеляционизм (Бог открывает человеку свою волю и истины бытия через Священное писание)
6) Персонализм (человек один на один с Богом).
Источники средневековой философии
1) От эпохи распада Рима (Vв.) до эпохи Возрождения. Впрочем, рамки условны, античная философия плавно перетекает в средневековую.
2) 2 источника формирования: древнегреческая философия ( Аристотель, Платон, аскетизм, неоплатонизм ) и Священное писание.
Религиозно-философские идеи Библии
1) Б. – собрание книг, считающихся христианством Священным писанием. Ветхий и Новый завет. «Продиктован людям Богом».
|
|
2) Ветхий Завет – древнееврейский Танах, процесс складывания у древних евреев монотеистического культа. «Завет» - договор между Богом и древними евреями.
3) Новый завет – 4 Евангелия, Деяния Апостолов и Апокалипсис. Принимается только христианами. Согласно ему, Иисус – Мессия, принёс на Землю благодать.
4) Основной момент Ветхого Завета – 10 заповедей.
1- 4 – как понимать Бога; 5-10 – заповеди о взаимоотношениях между людьми.
10 заповедей – см. Ветхий Завет J
5) Нагорная проповедь Иисуса Христа – заповеди блаженства ( какие качества должен иметь христианин)
6) Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а новозаветный закон Христа есть закон Божественной любви и благодати.
7) 7 смертных грехов: уныние, зависть, алчность, гордыня, похоть, гнев, чревоугодие.
Патристика.
1) Апологетика – защита христианского вероучения (II-IIIв., Тертуллиан, Ориген и др.)
2) Зрелая патристика – IV-Vвв. – классический период теоретизирования и оформление догматики (Августин)
3) Поздняя патристика (VI- VIIIвв) – кристаллизация догматики. Иоанн Дамаскин.
Задачи патристики:
1) Синтез христианства и античной философии
2) Выработка собственной христианской догматики.
Юстин – почитал философию. Татиан, Тартуллиан – «философия и религия несовместимы», «Верую ибо абсурдно». Т.е. на этом этапе идёт активная дискуссия среди христианских проповедников.
Отцы церкви сразу разделились на западных и восточных. В будущем отсюда родились направления христианства – восточное (греческое, православное) и западное (римское, католическое). Разлом христианской церкви – 1054г.
|
|
Аврелий Августин (Блаженный) (354-430). «Исповедь» (первая автобиография), «О граде Божием», «О свободе воли».
Основные идеи.
1) Единство веры и разума.
2) Идея личности – единство тела, души и духа.
3) Дух – любовь.
4) Надежда на превращение града Земного в град Божий.
Проблема теодицеи.
Попытка в философских доктринах согласовать мировое зло и мудрое божественное управление. Это противоречие. На мой взгляд, не разрешено до сих пор.
По Августину, зло есть результат злоупотребления человеком свободной волей.
Августин считает, что история – это движение от града земного к граду божьему. Бог и человек движутся навстречу друг другу.
Античная философия – « история движется по циклу».
Средневековая философия – «история движется от Сотворения мира до Страшного суда».