Апологетика

Средневековая философия. Патристика и схоластика.

16.11.12

Заканчивается древнегреческая философия.

Неоплатонизм

Плотин (205-270 н.э.). Систематизировал языческое учение.

Единое à ум à душа à материя

Мир вам. С любовью, Копёша.

Принципы средневековой философии:

1) Теоцентризм (т.е. источник мира – Бог)

2) Монотеизм (т.е. единобожие)

3) Креационизм (Бог сотворил мир из ничего)

4) Провиденциализм (всем управляет Бог)

5) Ревеляционизм (Бог открывает человеку свою волю и истины бытия через Священное писание)

6) Персонализм (человек один на один с Богом).

Источники средневековой философии

1) От эпохи распада Рима (Vв.) до эпохи Возрождения. Впрочем, рамки условны, античная философия плавно перетекает в средневековую.

2) 2 источника формирования: древнегреческая философия ( Аристотель, Платон, аскетизм, неоплатонизм ) и Священное писание.

Религиозно-философские идеи Библии

1) Б. – собрание книг, считающихся христианством Священным писанием. Ветхий и Новый завет. «Продиктован людям Богом».

2) Ветхий Завет – древнееврейский Танах, процесс складывания у древних евреев монотеистического культа. «Завет» - договор между Богом и древними евреями.

3) Новый завет – 4 Евангелия, Деяния Апостолов и Апокалипсис. Принимается только христианами. Согласно ему, Иисус – Мессия, принёс на Землю благодать.

4) Основной момент Ветхого Завета – 10 заповедей.

1- 4 – как понимать Бога; 5-10 – заповеди о взаимоотношениях между людьми.

10 заповедей – см. Ветхий Завет J

5) Нагорная проповедь Иисуса Христа – заповеди блаженства ( какие качества должен иметь христианин)

6) Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а новозаветный закон Христа есть закон Божественной любви и благодати.

7) 7 смертных грехов: уныние, зависть, алчность, гордыня, похоть, гнев, чревоугодие.

Патристика.

1) Апологетика – защита христианского вероучения (II-IIIв., Тертуллиан, Ориген и др.)

2) Зрелая патристика – IV-Vвв. – классический период теоретизирования и оформление догматики (Августин)

3) Поздняя патристика (VI- VIIIвв) – кристаллизация догматики. Иоанн Дамаскин.

Задачи патристики:

1) Синтез христианства и античной философии

2) Выработка собственной христианской догматики.

Юстин – почитал философию. Татиан, Тартуллиан – «философия и религия несовместимы», «Верую ибо абсурдно». Т.е. на этом этапе идёт активная дискуссия среди христианских проповедников.

Отцы церкви сразу разделились на западных и восточных. В будущем отсюда родились направления христианства – восточное (греческое, православное) и западное (римское, католическое). Разлом христианской церкви – 1054г.

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430). «Исповедь» (первая автобиография), «О граде Божием», «О свободе воли».

Основные идеи.

1) Единство веры и разума.

2) Идея личности – единство тела, души и духа.

3) Дух – любовь.

4) Надежда на превращение града Земного в град Божий.

Проблема теодицеи.

Попытка в философских доктринах согласовать мировое зло и мудрое божественное управление. Это противоречие. На мой взгляд, не разрешено до сих пор.

По Августину, зло есть результат злоупотребления человеком свободной волей.

Августин считает, что история – это движение от града земного к граду божьему. Бог и человек движутся навстречу друг другу.

Античная философия – « история движется по циклу».

Средневековая философия – «история движется от Сотворения мира до Страшного суда».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: