Смерть как феномен человеческого бытия

Игра.

Труд. Игра.

Труд – материальная целенаправленная деятельность. Труд помимо того что сделал человека человеком. Он еще и каждый раз, когда трудимся, каждого индивида облагораживает, превращает в более достойного.

Труд дает человеку:

1) Позволяет господствовать над природой.

2) Дает человеку господство над самим собой.

Но труд тяжелая вещь:

· Скушен.

· Требует серьезного напряжения.

· Сфера, где не допускаются ошибки.

Бывает любимый труд, творческий труд. В труде есть удовольствие, когда ты сам всего достигаешь.

//программирование – единственный оставшийся творческий труд

Отчуждение труда – феномен 20 века. Трудовые операции настолько сложные и настолько простые, что человек не планирует результаты своего труда. Не контролирует результаты своего труда. Получает только то, что получалось в итоге.

Человек начинает отделять процесс своего труда от тех вещей, которые получаются в результате труда. Вещи и усилия человека несопоставимы. Процесс овеществления труда.

Сфера труда для человека замещается сферой потребления. Сейчас главное то, что мы можем купить. Результат таков, что человек делает все, чтобы не трудиться. Большинство работает, чтобы что то приобрести.

Если без труда не выжить, то без игры можно жить. Играют, чтобы расслабиться и отдохнуть. Если труд – не терпит ошибок, то игра беззаботна. В игре нет цели, кроме самой игры.

Хейзинга – почему же игра существует, если она не нужна с точки зрения серьезного мира. Игра – это способ человеку выразить свою сущность, когда никак нельзя. Игра старше культуры и цивилизация возникает из игры. Игра это самое большое удовольствие, играя, мы радуемся своей свободе. В каждом возрасте есть элемент игры.

//любовь – сплошная игра. У военных полно игр. Свои правила, свои цели, свои методы.

Игра:

1) Выход за рамки жизни. Человек не живет в этом мире, когда играет.

2) Формирует свой специфический мир, создающийся самим человеком. Поэтому человек испытывает радость от того что создает этот мир. Играя человек учиться, может повторять свои ошибки. Игра обратима, а значит, можно повторять пока не достигнем результата.

//Все праздники – игра, вся жизнь – игра.

Юрий Лотман – «Играя, человек играет не с другим человеком, и не с самим собой, а со случайностью, и испытывает от этого удовольствие». Именно поэтому страсть к игре самой страшное, оно не лечиться. Выигрыш не так важен, как сам процесс игры, как азарт. Страсть к игре – это сильно.

3) Выполняет роль машины времени. Она передает традицию, культуру человека определенного времени. Позволяет нам понять наших предков.

Итог: Игра это такая магия, которая позволяет человеку почувствовать, что ему все подвластно. Это вариант самореализации. Это свобода, когда человек ни чем не рискуя может самовыражаться, сколько ему хочется. Это обратимый процесс, можно повторять, пока не получиться. Игра – всеобъемливающий феномен.

Это делает игру одним из важных явлений человеческой жизни.

С одной стороны это кошмар, которого мы боимся. С другой стороны, если бы смерти не было, то жизнь была абсолютно бессмысленной.

//в древней Греции самое страшное наказание – бессмертие.

У каждого народа есть культ смерти. Есть города умерших – кладбища, куда мы приходим, чтобы поразмышлять, подумать, поговорить с умершими.

Танатология – учение о смерти.

Смерть чисто человеческое явление. Все остальные существа не знают, что они умрут. Люди знают, что они умрут, и это знание заставляет человека жить. Смерть – залог активности.

//непотизм – одно животное жертвует собой ради стаи. Это инстинкт. Например, пчелы.

«Помни о смерти» (момента мори). Если нельзя преодолеть смерть, то нужно лишить смерть загадочности. Не бояться смерти – это свобода. Чтобы быть свободным достаточно научиться умирать. Смерть – свидетельство нашей ответственности перед миром. Помня о ней, мы стараемся что-то создать, чтобы о нас осталась память.

В наши дня люди не так сконцентрированы на мыслях о смерти, как раньше. Сейчас ситуация, когда человек сознательно уходит от мысли о смерти. У нас есть танатофобия – будто смерти нет вообще. Мы часто делаем поступки, будто у нас много жизней.

Почему современный человек отказываться признавать смерть?

28.11.11

Философы связывают это с явлением – смерть субъекта в современном менталитете.

Сама идея смерти субъекта пришла к философам постмодернизма. Жан Бодрийар – мир современного человека – мир циркуляции знаков, а знаки, среди которых живет современный человек это симулякры (копия копии). Сегодня процесс, когда симулякры поглощают главные вещи и символы первого порядка. В первую очередь, это видно в сфере рекламы (реклама помады. Свойства и качества предмета переводятся на язык, понятный потребителю. И без какого-то обозначения на упаковке мы покупать не будем). Объект рекламы очень мало общего имеет с реальными вещами. Мы уже давно покупаем не предметы, а их образы. Это приводит к тому, что объекты наших желаний, наших потребностей имеют очень отдаленное отношение к вещам, и люди обмениваются не вещами, а знаками, ярлыками.

С одной стороны это очень хорошо, так как человек может выбрать массу предметов, которые могут удовлетворить его потребность. Так же человек может выбрать манеры поведения, пол, возраст. С другой стороны на самом деле человек выбирает в соответствии с общественным мнением. А такое мнение формируется через зрелища, постановки. Вся действительность – театральная. Телевидение делает все – политику, красоту, новости. Современный человек построен из той информации, которую ему по фрагментам выдает интернет и телевидение. Процесс фрагментации. Теряется целостность, человек состоит из кирпичиков, которые можно при желании собрать-разобрать. Все сегодняшние люди – люди со сделанным внутренним миром. У человека нет индивидуальности. В этом смысле постмодернисты и говорят о смерти современного субъекта.

Много концепций фрагментированного человека – человек иллюзорный, информационный и так далее. Так как сегодня человек целиком сделан, он старается не думать о смерти.

//о том, в чем разница между людьми, человек начал задумываться во время промышленной революции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: