Симеон Полоцкий

Выходец из Белоруссии. Учился в Киеве в братском училище. Проходил дальнейшее обучение в Польше. В молодости принял монашество. Это объяснял необходимостью стремления к просвещению. Первоначально его деятельность разворачивалась в Полоцке. В 40-50-е годы становится учителем в братской школ. Учит младших школьников: латинский, греческий язык, еще грамматика, риторик, пиитика, Физика, математика, философия и богословие. При изучении грамматики и истории слушатели знакомились с античной литературой. Писал вирши на польском языке. Эти стихи религиозного характера.

Судьба изменилась, когда встретился с русским царем Алексеем Михайловичем. Шла война Польши с Россией. В Полоцк приехал русский царь. Ему Симеон с учениками пропел вирши. Когда вернулись поляки, Симеон выехал в |Москву, был представлен царю. В 1663г. стал придворным поэтом. Затем сумел стать воспитателем царских детей. Постепенно он становится крупным специалистом по религиозным вопросам, играет заметную роль в русской церкви. Организовывает типографию в Кремле при царе. В 1680 г., будучи окружен друзьями, скончался. Свою библиотеку завещал различным монастырям. После его смерти патриарх Иоаким начал активную компанию против произведений Симеона Полоцкого. Его произведения были запрещены. Но при Петре его все же читали в учебном плане.

Полоцкий написал ряд работ и издал в своей типографии. Был носителем схоластико-католической образованности, но ей не ограничился. В России схоластика была не нужна. Привносит античные начала: Аристотель, древнегреческая философия, как база для его произведений. Он увидел одну из главных бед России в отсутствии просвещения. Школ в России не было, учили дома читать и писать. Знания не было, была начитанность. Уровень образования, предложенный Симеоном Полоцким был новым. Он решил реально бороться против невежества. При одном из монастырей, Спасском, была основана школа. Там с соизволения царя набрал учеников из чиновной сферы. Наиболее видным учеником был Сильвестр Медведев. Преподавал им различные науки. Помимо того общался с приехавшим из Малороссии, которые были сторонниками греческого учения, а он был сторонником латинского направления. Таким образом, складывается два течения, греческое и латинское.

Когда в Москву на суд над Никоном собрались вселенские патриархи, он сделал так, что патриарх константинопольский и четверо других написали послание, что образование является необходимым делом. В рамках веры утверждалось необходимость просвещения, разума. Симеон, будучи близок к патриарху Иосифу 11, сочинил воззвание к народу о необходимости просвещения. Опирался на библейские сюжеты о царе Соломоне. Патриарх грозил геенной огненной тем, кто против просвещения.

В конце жизни Симеон Полоцкий сочиняет привилегию академии. В ней говорит о правилах жизни (автономия, системность обучения, профессорский состав и т.д.) Выдвигал ряд других условий. Академия должна была быть своеобразной инквизицией, наблюдающей за подданными. Начать наблюдение в своих стенах (казнь за своевольное толкование Библии). Это попытка контроля религиозно-духовного процесса в России. Проект Полоцкого представил Сильвестр Медведев Софье. Привилегия осталась без реализации. В Москве была организована академия. Ректором был назначен греческий монах. Потом ее подчинили себе братья Лихуды. Сначала шло славяно-греческое просвещение. При Петре стало славяно-греко-латинским.

Симеон накисал и издал несколько учебных книг (букварь). Тестамент - греческое сочинение. Изложил в стихах Псалтырь. Ориентация на создание системы образования.

Богословские сочинения. В России богословия в европейском плане не было. Церковь запрещала заниматься богословскими вопросами. Полоцкий привнес в свои сочинения элементы теологии. Это вызывало подозрение и неудовольствие со стороны ортодоксов. Упрекали в ереси. Были некоторые отступления от традиции русского православия, греческое православие в плане теологии.

Когда в России начался раскол и суд над Никоном, начали приезжать вселенские патриархи. И выходцы из низов, которые якобы несли истинное православие. Надо было опровергать и Никона и раскольников, следовательно, Никита Пустосвят. Опровержение на сочинение Никона. Пустосвят нашел десяток отступлений от официальной веры. Пустосвят начал писать опровержение. Пригрозили, 20 лет не писал. Его убили во время стрелецкого бунта по обвинению в оскорблении ее величества.

Опровержение было написано Полоцким, книга "Жезл правления" против Никиты Пустосвята, раскольников. Собором сочинение было признано настольной книгой. Симеон по существу впервые демонстрирует необходимость логического, философского образования для богослова. Проявляется в необходимости определенной диалектики при работе с понятиями. Полоцкий развивал мысль, что диалектика понятий требует особой гибкости мышления. У Никиты нет гибкости понятий, что видит, то и читает, мыслит примитивно. Шел спор о мышлении, о его гибкости. У Никиты уровень примитивного эмпирического мышления.

Полоцкий издал "Обед душевный". "Вечеря душевная". Эпиграф "Обеда" - не хлебом единым жив человек. Состоял из цикла проповедей (всего 221). Часто проповеди произносил в Кремле. Это было внове. Проповеди в русской церкви были на низком уровне. У Симеона они в виде художественного произведения. Берется тема, которая раскрывается с помощью литературы, мыслительных приемов. В проповедях прельщает литературный язык, образное, художественное мышление. В такой форме люди усваивают эстетику художественности. Наличествовала логика. Таким образом, приучал русских людей умению мылить.

Симеон был монахом и интеллектуалом-одиночкой, чья задача просвещать и воспитывать духом ученья.

Написал "Катехизис", перевел "Псалмы". Для него проповедь - повод обратиться к реальным людям. Отличает необычайный оптимизм. Христианство - свет, который разлился над вселенной.

"Вертоград многоцветный" - жанр вертоград в Польше. В это время огромное распространение. Город-сад подставлялся как некий идеал. Город -замкнутое пространство, подчиненное определенному порядку. Всю жизни можно представить в виде града. Написан в форме виршей (около 800 виршей). Они расположены в определенном порядке.

Площади - основные положения; большие улицы - выводы, маленькие улицы - атрибуты и.д. То есть это соответствовало энциклопедии духовности и образования. Охватывал религиозные, общественные, нравственные, богословские темы и т.д. Использовал развитые формы: понятия, образы, аллегории, синонимы и т.д.; использовал рассказы, пересказы легенд, притчи. Образное, художественное выражение проблемы.

Речь идет об обогащении, совершенствовании русской культуры. Симеон Полоцкий выразитель эпохи славянофилов. В "Вертограде многоцветном" идет речь о цветах духовных, которые понимались не только как религиозные. Эти цветы надо принимать из других стран и расширить религиозную ограду церкви. Духовность включала в себя и элементы философии. Линию Симеона Полоцкого продолжал в дальнейшем Феофан Прокопович.

Связующим звеном является проблема человека. Она распадается на массу других проблем, которые объединены в понятие о человеке. Проблема человек как антропологическая поставлена Чернышевским и Достоевским. Для Симеона этой проблемы нет. Он говорит о качествах человека, о его делах.

Три плоскости: - общечеловеческий срез, все, что касается бытия человека; - видение мира царем (политика); - видение мира человеком-подданным.

Важными являются нравственные проблемы, проблема добра. Причем добро понимается как принцип бытия, как начало, которое характеризует его благо, гармоническое бытие. Добро понимается активно. Добро - дело рук человеческих. Для Симеона важно не только познание, но и делание добра. Зло - результат происков дьявола. Эти происки дьявола возможны, так как слаб человек и невежественен. Отсюда задача просвещения, воспитания. Добро является определяющим, и даже зло определяется через добро. Справедливость - добро в деяниях людей, Истина - абсолютное добро. Милость - отношение Бога к людям, сильного к слабому, здорового к больному, даже забота живых о мертвых. Зло определяется через добро. Зло порождает зло и не может породить добра. Зло - относительное начало бытия, вытекающее из слабости людей. Началом бытия является добро. Высшим проявлением добра является милость. Милость - проявление божественности в человеке. В рамках проявления добра, милости формируется этическая концепция. Например, отношение человека к труду. Разрабатывается и проблема просвещения человека. Только просвещенный человек является добродетельным. Мудрость и добро органично связаны. Но в плане просвещения говорится о необходимости познания и знания. Нравственная обязанность человека учиться и учить других. Мудрость превращает человеческий ум в разум. Разум - то, что делает человека человеком. Его понимает и в смысле духовности, нравственности. Мысль есть корень в человеке. Разум позволяет понимать прошлое, нынешнее созерцать и будущее предвидеть. Человек без разума - ребенок. Симеон не является представителем рационализма или сенсуализма. Онтологическое понимание разума. Разум - то, что констатирует структуру бытия.

Философия - научение, как жить, уподобляясь Богу, по Кириллу Философу,

· по Фалесу, философия как любомудрие. Наука знания причин явлений. Форм идеального мудреца - стремление к логике. Познание причин позволяет жить соответственно знаниям.

· Как путь к духовности. Философия позволяет формировать духовную жизнь человека. Духовность - то, что отличает человек от всего живого. Примеры находил в древности.

· По Диогену, философия как наука, как умение переносить жизненные трудности. Человек сохраняет себя как личность.

· По Аристиппу, философия как наука отношения к жизни. Философия учит человек общаться с людьми. Познание через смирение.

Божественная премудрость - начало всего бытия.

Большое внимание уделяет определенному культивированию чувств. Русский человек был груб и невежественен. Культивирование чувственно-эмоционального отношения важно как приобщение к стороне культуры и цивилизации.

Царское видение. Царь должен проводить определенную политику. Необходимо осознать, что власть царя носит ограниченный характер. Она имеет ограничения по природе, всякий царь смертен. Ограничение по закону, в плане закона гражданского. Царь постоянно должен быть в своей власти ограничен законом. Закон должен быть единым для вех и исполняться всегда. Различал власть царя и власть тирана. Царь заботится о своих подданных, а тиран только о себе. Тиран использует государство для своего обогащения, подданные для него выступают средством. Царь должен быть милостив по отношению к подданным, они ему дети. Не должен применять крайних средств в управлении, строго соблюдать закон. Благость, милость, делание добра - принципы идеального правления. Заимствовал у Аристотеля и из Евангелия. Исходит из христианского духа и из теории политической мысли. Царь должен быть одновременно и строгим царем.

Видение подданных. Они должны стремиться к гармоничному бытию, заботиться о собственном и царском благе, трудиться, любить своего царя и т.д.

Гармония власти и подданных, освященная Писанием - земной идеал. Для Симеона представление о человеке как о рабе Божием не свойственно. Человек делает добро, он содействует добру. Промысл Божий нужен, чтобы напомнить человеку о конечности его бытия. Человек не должен грешить, должен жить по справедливости и делать добро.

С Петра 1 государство стало абсолютистским и полицейским (до этого теократия). Государство предполагало механизм. Происходит закрепощение сословий: крестьянского, мещанского и дворянского. То, что говоришь и думаешь, стало немаловажно. Обличение власти стало рассматриваться как оппозиция. Антинародное, сословное государство. Зарождение светской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: