Чернышевский Николай Гаврилович

Аксаков Константин Сергеевич

(1813 - 1860)

Литературная критика, понятие о славянофильстве.

Гимн общине, общинному владению, культуре. Община - хор, в котором слышны все голоса, ноне набор голосов, а общее пение.

Община - целостность, не теряет личности, позволяет раскрытие качествам, как хор, где удовлетворяются и целое и части.

После Петра. Народ - земля, иго.

Общество - говорит по-французски, палаты.

История России. Начало земли и государства. Земля-это народ, совокупность общин, пашет, верит. Государство общеполезный характер. Между ними сложились отношения. Земля - внутренняя правда, государство - внешняя, но не всегда так.

Древнекиевский период - государство не вмешивается. Суздальский (татаро-монголы) - разбегаются. Московский - гармония, высшее проявление - 1612 г. освобождение от поляков. Петровский - насилие, подчинение земли государству, бюрократия разрывает связи полностью.

Подчеркивал художественный взгляд на русскую жизнь. Все рассматривал в целостности и в гармонии.

Россия вступила в последнее десятилетие перед отменой крепостного права. Была создана комиссия во главе с графом Киселевым, исследовала положение крестьян. К 50-м годам - период накануне крестьянской реформы. Настроения были разные. Настроения, связанные с этим вопросом, вытеснили культурологические, философские рассуждения. Славянофилы выглядели как защитники старины. В 40-е - 50-е годы движение помирает. Появляются рецидивы славянофильства - неославянофильство (Достоевский).

Реформа была проведена верхами. Россия стала развиваться по капиталистическому пути. На рынке появилась свободная рабочая сила. Стало развиваться рыночное хозяйство. Первые годы сопровождались бунтами крестьянства, так как реформа была проведена в антинародном духе. Крестьяне были освобождены, но земля продавалась принудительно по цене, выгодной помещикам. Обнищание крестьянства. Появились вожди, возникшие на авторитете общества. Их убивали - выражение несогласия обществ с существовавшей политикой.

(1828 - 1889)

Родился в |Саратове в семье протоиерея. Учился в семинарии. По окончании отправился в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет. Поступил в университет в 1848 году, окончил в 1852 году. Преподавал в Саратовской гимназии. Продемонстрировал радикальность суждений. Женился. Возвратился в Петербург. Написал диссертацию "Об эстетическом отношении искусства к действительности". Ударился в публицистику. Пишет первое литературно-критическое сочинение "Очерки гоголевского периода русской литературы". Дал оценку Белинского, его значения в русской литературе. Затем сблизился с Некрасовым и приступил к изданию журнала "Современник". В 1856 году к ним присоединился Добролюбов. Часть либеральнонастроенных критиков вышла из журнала. Тираж достигал более 7 тысяч экземпляров. В период расцвета. Художественная сторона стала страдать, но имел огромный успех критический отдел. Чернышевский писал в нем все вои основные сочинения - "Антропологический принцип в философии", "Очерки из политэкономии Милля" и др. На протяжении нескольких лет вел отдел политических обозрений (1856 - 1859).Все статьи в журнале проходили цензуру, поэтому у авторов выработался специфический язык. Это вызывал болезненные восприятия со стороны правительства. Летом 1862 года Петербург начинает гореть, пожары продолжались несколько недель, возникла паника. Распространяется слух о поджигателях студентах, которых спровоцировал Чернышевский. Правительство использовало случай, и Чернышевский был схвачен и его обвинили в переписке с Герценом. Был брошен в Алексеевский равелин. Начались репрессии. "Что делать?". Суд - 7 лет каторги и вечное поселение в Сибири. Чернышевскому было 36 лет. В Сибири написал два романа. Один был сожжен. Письма к сыновьям. Находился в Сибири 21 год. Новое правительство освобождало Чернышевского, а "Народная Воля" прекращала террор. В Астрахани прожил 4 года. Переехал в Саратов, через полгода умер. Зарабатывал на хлеб переводами.

По своим воззрениям был материалистом. Под влиянием Белинского и Людвига Фейербаха. Идеалистическая философия Гегеля плюс современное естествознание, которое становится философствующим.

"Антропологический принцип" начинает с рассуждения о партийности философии. Политика есть вещь определенных групп, сословий. Нет рассуждений о политике вообще. Любая общая теория выражает интересы групп и сословий. Милль выражал воззрение, отвлеченно исследуя вопрос. Он за объективную истину, которую требует наука. В нем появляется партийность в его осторожности и боязни фактов, которые следуют из всеобщности исследований. Чтобы ввести всеобщее избирательное право, надо провести эксперименты, следовательно, Милль боится, что народ проголосует не так и его сословие будет лишено своих привилегий. Эти философские, общественные концепции определяются социальными позициями автора. Этот вопрос применяет к себе, к своим последователям, к простолюдинам. Интересы простолюдинов выражаются тем же Миллем или кем-то. Он занят тем, чтобы его сознание затемнить. В религии - всякая власть от бога, ей надо повиноваться. В результате, простолюдин не знает, что ему делать. Помочь может только истинная научная теория = философия. Наука должна заниматься раскрытием объективных причин. Все красивое (теории) не всегда есть истинное. Надо обратиться к науке, а философия та приятная и нужная, которая ведет к раскрытию истины (Объективная). Философия должна быть научной. Философия, которая свои выводы основывает на положении науки (=Фейербах). Союз по любви между философией и естествознанием. Истина философии является материализмом, как самой научной формы философии. Из философии Шеллинга и Гегеля следует этот материализм.

У Гегеля точка зрения хорошая, но ограниченная, он проводит идеалистические начала. Эстетическое - полное соответствие идее. Гегель воспринимается через критическую обработку, переходит в форму антропологического идеализма (Л.Фейербах). Попытка развить положительную эстетику.

В отличие от позитивистов (философия не нужна), естествоиспытатели и философы во многих случаях совпадают. Истины Демокрита, Дидро шире истин Лапласа. Но истины философии шире, чем истины естествознания. Естествознание тоже опирается на то, что мир материален, но их принципы могли рушиться, так как выводятся на основе непосредственных исследований. А философские истины выводятся иа основе умозрения, обобщения практики. Философские основания обосновываются логически. Самым прочным фундаментом в философии является естествознание, оно подтверждает выводы материализма.

Стоит вопрос доказательства материализма через доказательство единства человеческой природы. За ней социологическая и социалистическая постановка вопроса. Единство человека, чтобы доказать, что возможно изучение не только человека, но и общества. Естественные науки, где все доказано, когда из причины следует следствие.

Противостоит Чернышевский религиозному направлению, которое говорило, что психологический процесс никак не объясним, следовательно, человек иррационален. Требуется познать научно, создать науку социологию. Человек есть единство натуры. В человеке нет никакого чуда. Чернышевский доказывает, что нет пропасти между идеальным и материальным. Вещь всегда имеет несколько качеств. В человеке - материальные потребности и мышление. Носителем этих качеств является природа человека. Их необходимо сблизить. Проводит исследование от живой природы к человеку - единая цепь. Нет принципиальной границы между процессами, происходящими в сознании животного и человека. Человек имеет единую природу, а остальное может быть доказано - это и есть антропологический принцип. Истина абсолютна, она требует исследований. То, что наука имеет, позволяет обосновать философские принципы как подлинные. Бытие определяет мышление.

Польза есть причина поступков. Это пример материалистического, реалистического подхода.

Мир как развивающаяся материя. Материя развивается и порождает все свои формы. Исходя из особенностей материи, можно объяснить все существующие формы.

Материализм носит антропологический характер. Все деятельность рассматривается сквозь призму человека. Человек познает природу. Все, что мы можем говорить о природе, можем говорить с точки зрения о природе человека. Мир как картина человеческого бытия и познания этого мира. Реальный человек в центре мира.

Этот материализм должен быть соединен с развитием. Мир развивается, диалектичный. Все в мире борьба формы и содержания. Старая форма разрушается, и содержание существует в новой форме. Относительно диалектики допускал и метафизику вещи - развитие формы мышления. Диалектику иногда использовали как форму доказательства. Все в мире отрицание отрицания. Поел по формальному пути.

Община таит большие достоинства: возможность крупного производства и совместная собственность. Общая форма - первая ступень. Затем происходит отрицание и возникает индивидуальное хозяйство. Затем новое отрицание и возврат к общинной форме владения, хозяйства. Процесс не исследован. Диалектика используется как форма доказательства. Тогда, может стоит поддержать общину, не разрушать ее дотла.

Борьба формы и содержания, следовательно, ничего нет вечного. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

В теории познания придерживался антропологической точки зрения. "Характер человеческого знания", де спорит с субъективными идеалистами, все наше знание носит субъективный характер, надо во всем сомневаться. Теория ложна, так как носит отвлеченный характер. Необходим процесс человеческой практики, человеческой жизни. Все наши знания являются человеческим знанием. Мы познаем действительность, а не иллюзорность. Абсолютная истина недостижима в реальном процессе, но все наше знание содержит объективную человеческую истину. В результате достигаем посредством познавательной; практической деятельности.

О здравом смысле. Подтверждает наше знание, поэтому его надо принимать во внимание.

Исторические и социологические взгляды.

Воззрение на историю прогрессивное развитие. Прогресс осуществляется необходимо. Прогресс истории сравним с естественным процессом в природе. Человеческое общество существует в этом процессе, что подтверждается историческими факторами. Спорил с Гизо, написал историю Франции - либеральная концепция - всеобщий прогресс. Все, что осуществляется в истории - благо и способствует прогрессу. По Чернышевскому, это не так. Много препятствий прогрессу. Существуют различные тормоза (рабство, войны). Несмотря на эти препятствия, прогресс медленно пробивает себе дорогу. Точка зрения Гизо объясняется тем, что прогресс есть. Есть события прогрессивные и регрессивные. В период революции осуществляется девять десятых всего прогресса. Опять загнивание и созревает новая революция. Чрез 20-30 лет. В основе прогрева лежит развитие знаний, знание накапливается, служат человеку, и является показателем прогресса.

Социологические взгляды - рассмотрение общества как совокупности индивидов. Как действительные единицы, следовательно, можем знать, как действует общество. Индивиды включаются в определенные отношения, устанавливаемые в обществе. Человек рождается с неповрежденной природой, но общество, в которое помещают, его природу искажают. Общество искажается отношениями неравенства. Каждый человек, включенный в общество, впитывает его черты. Среда, общественные условия определяют человека.

Чернышевский - социалист. Связывал с социализмом будущее. Речь идет об артелях, в которых должны работать свободные труженики. Формула социализма предполагает - общественную собственность на форму производства и продукт. Человек трудящийся является собственником. -крупное машинное производство, опирающееся на технические открытия, новшества. Применение техники, повышение производительности и рентабельность.

· свобода социальная политическая.

"Примечания к политэкономии Милля" строит политэкономию трудящихся. Речь идет о разработке форм экономической деятельности, которые являются рентабельными. Рассуждал об экономических формах будущего. Модели разрабатывал социально-экономического порядка. Социализм - дело далекого будущего. Социализм это общество без эксплуататоров. В его время это было невыгодно. На таких отношениях держался весь мир. Через 400 лет вступит в фазу симбиоза между капиталистическими и социалистическими сторонами. Люди должны получать по труду, выдерживать конкуренцию и т.д. Потом наступит такое состояние, когда достигнет фазы безэкономической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: