Чувственное и рациональное познание и их формы
Познание как активный процесс
Вопросы для изучения
Уровни и формы познавательной деятельности
Я-концепция
Юнг развивал учение об интеграции сознательного и бессознательного начал в психике через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур. Основу для возможности такой интеграции как раз и составляет Самость.
Если психоаналитические трактовки личности основное внимание уделяют иррационалистической и асоциальной стороне человека, то гуманистическая и феноменологическая психология акцентирует внимание на целостности и социальной обусловленности личности и самосознания. В рамках гуманистической и феноменологической психологии была предложена «Я-концепция».
Я–концепция — система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие:
|
|
- Я – физическое как схема собственного тела;
- Я – социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;
- Я – экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти.
Формирование Я–концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.
Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, его границы и возможности, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
В философии сложилось четыре точки зрения на проблему познаваемости мира:
- эмпиризм (сенсуализм) — источник и основа познания — чувственный опыт (Ф.Бэкон, Д.Локк, Т.Гоббс);
- рационализм — основа познания — разум и его идеи (Платон, Р.Декарт);
- скептицизм — достоверное знание о мире невозможно (Пиррон);
- агностицизм — мир принципиально непознаваем (И.Кант).
Существует достаточно много данных, характеризующих познание не как пассивное восприятие, а как активный процесс:
- целенаправленность — познание всегда является сосредоточением внимания на определенных аспектах реальности;
- оперативность — любой познавательный акт состоит из ряда действий, операций;
- отрыв от непосредственно данного: а) переход от явлений к сущности; б) предвидение и прогнозирование.
Вследствие этого результат познания — гносеологический образ объекта — имеет три составляющих:
- предметный аспект — собственно отражение объекта, знание о нем самом;
|
|
- операциональный аспект — знание о тех процедурах, посредством которых объект изучался;
- оценочный аспект — знание о возможном использовании объекта, отношение человека к данному объекту.
Современный взгляд на познание — это рассмотрение его как деятельности. Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе трех основополагающих компонентов: объект, предмет, субъект. Объект – это то, на что направлена деятельность. Предмет — часть объекта, непосредственно вступающая во взаимодействие. Субъект — носитель преднамеренной, целенаправленной активности. Субъектом может быть человек или социальная группа.
Современная гносеология считает одним из главных направлений исследование субъекта познания. Субъект познания характеризуют:
- уровень исходных знаний;
- навыки и приемы познания;
- представление о возможных результатах познавательного акта и способах их оценки;
- цели познания и представления о назначении знания.