Дополните

Найдите асимметричные явления для следующих примеров действительности:

• Люди как отдельные друг от друга существа;

• Бодрствование;

• Приобретение;

• «Время разбрасывать камни»;

• «Время рождаться»3

Любопытна в этой связи одна английская шутка

Два шотландца, гуляя по лужайке, встречают белую овцу, стоящую к ним боком.

• Как странно, — говорит один шотландец — в Англии все овцы белые.

• Да нет же, — отвечает ему другой. — В Англии всего одна овца, да и у той только один бок белый.

Размышляя над заблуждением такого рода, всякий сможет согласиться с тем, что видимый мир и действительный — это не одно и то же. Об этом хорошо знали в древности. Мир видимый они называли иллюзией (майя). Иллюзия с точки зрения древней мудрости не есть плохое и ложное, хотя и становится таковым для многих. Иллюзия, порожденная асимметричностью мира, есть средство познания мира действительного через мир наблюдаемый. В самом деле, у нас нет другого способа познать действительное, кроме как познавать то, что нам представляется как мир наблюдаемый. Но действительное может открыться нам только через этот мир посредством мыслимого нами дополнения до целого.

«Физика начинает замечать, что мыслить мир — это не только его регистрировать, но и придавать ему форму единства, которой он был лишен, если бы не был, мыслим»

Заблуждение второе — «то, что мы делаем, так оно и есть».

Известно, что работы Пастера развил французский физик 11ьер Кюри. который сформулировал принцип асимметрии в виде теоремы: «Если какие-нибудь явления проявляют асимметрию, то асимметрия должна существовать и в причинах, которые эти явления вызвали». Значит, согласно принципу асимметрии, наши действия, во-первых, дают асимметричные плоды, а во-вторых, вызываются асимметричными обстоятельствами.

Заметим, например, что причина по отношению к следствию всегда выступает так, как «тонкое», незаметное к «грубому», явному. Это асимметрия, в которой причина — это как бы «левое» явление, а следствие — как бы «правое» явление или наоборот. Эта асимметрия вводит нас в заблуждение по поводу действительных причин событий.

Но важно и другое: мы не можем сделать ничего такого, что не дало бы вместе с ожидаемым результатом и противоположного результата тому, ради которого мы что-то делали. Здесь главное то, что этот «неожиданный» результат почти никогда не виден. Мы видим только то, на что направлено наше сознание.

Это обстоятельство имеет очень большое значение для выбора любых решений и придает им нравственный характер. Знание о том, что за любым действием следуют несимметричные плоды, превращает нашу жизнь в непрерывное решение нравственной задачи: «Что делать и чего не делать?».

Исследовать космос с помощью ракет необходимо, но каждый пуск ракеты уничтожает огромное количество озона в атмосфере. Что же лучше? Говорить «чистую» правду надо, но какая-то правда может убить человека с больным сердцем. Что лучше? Учить ребенка вести себя прилично среди окружающих людей надо, но приличное среди одних не является приличным для других, а в процессе обучения приличному естественная свобода человека ограничивается, и формируются так называемые «комплексы» — что лучше? Как говорит пословица: «По ту сторону Пиренеев существуют истины, которые не являются истинами по эту сторону».

В обыденной жизни знание о заблуждении такого рода может помочь «мягче» подходить к чужим поступкам и не переоценивать свои.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: