Ш вопрос. Мировоззрение. Его структура и типы

Мировоззрение можно определить как систему взглядов на мир и место человека в нем. Система взглядов кого? А собственно человека. Если раскрыть понятие «Система взглядов», то мировоззрение содержит систему представлений. оценок и установок, определяющих видение, понимание и переживание мира в целом, места в нем человека, его жизненные позиции и ценностные ориентации.

Отсюда структура мировоззрения, может быть представлена таким образом, см.

рисунком1.

 
 
 
 


В индивидуальное мировоззрение входят:

1. Определенная картина мира и место человека в ней;

2. Модели социального мира (системы) и место личности в них;

3. Осознание своего Я, своей индивидуальности, своего места в обществе и связи с миром в целом.

Мировоззрение формируется стихийно в процессе воспитания (или как говорят социологи социализации). На уровне обыденного сознания мировоззрение индивида хаотично, непоследовательно, неосознанно даже для его носителя. Философия как рефлексия над культурой и историей человечества дает возможность индивиду самоопределиться и откорректировать свое стихийно сформированное мировоззрение.

Мировоззрение индивида формируется под влиянием мировоззрения его социального окружения (микрогруппы), класса, нации, культуры общества. Общество навязывает конкретно-историческое господствующее в данной культуре мировоззрение, индивид может его принимать не критически, может принимать частично, может отвергать, но все равно он вырабатывает свое собственное мировоззрение с тремя модусами:

  • Мировосприятие (свой мир или чужой, добрый или злой, теплый или холодный)- эмоционально-интуитивная составляющая;
  • Миропонимание (как он устроен и как развивается)- рационально-логическая теоретическая часть;
  • Мироотношение (как мне с ним взаимодействовать, как жить в мире и самим собой)- праксиологически- аксеологическая направленная часть.

Мировоззрение как форма культуры и общественного сознания прошла ряд исторических форм или типов. Основными типами мировоззрения считаются: мифология, религия и философия.

Мифология самая ранняя форма мировоззрения, период детства человечества. Когда знания было совсем мало, зато много фантазий и соответствует периоду родоплеменной организации и тотемных религий. Мифология давала древним людям возможность снять страхи перед огромным неизвестным и враждебным миром, очеловечить его, сделать своим, найти защиту. Так Л. В. Лесков пишет: «Миф существует в субъекте на уровне фундаментальной психологической потребности. Миф дает человеку ощущение психологической защищенности». Миф соединял в себе в образной форме зачатки знаний, нравственных и эстетических представлений, политических взглядов и различные виды искусства. Неверно думать, что мифы ушли в прошлое и остались в детских сказках. Мифологема лежит и сегодня в основе искусства и политике (в форме идеологии). Миф помогает и современному человеку принять мир и себя. На сказках и сегодня воспитываются дети. Эпосы или мифы были формой национального сплочения и самосознания. (Песнь о Гайавате, Махабхарате, Сказание о Нибелунгах, Сказание о полку Игореве, Мифы Древней Греции и т.д.). Каждый из нас пишет миф своей жизни и своей семьи (наши воспоминания и рассказы детям и внукам –это не то, что было на самом деле, а то как мы это запомнили, увидели, почувствовали, то, что мы об этом думаем и хотим, чтобы такими нас воспринимали другие).

Вот как об этом писал, например, А. Ф. Лосев: «Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел. Он (миф) - не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определеннейшую структуру и есть логически, т. е. прежде всего диалектически, необходимая категория сознания и бытия вообще.

Миф не есть бытие идеальное, В его основе нежит аффективный корень, так как он всегда есть выражение тех или других жизненных и насущных потребностей и стремлений. Это есть сама жизнь». Вернее переживание жизни.

Религия - второй исторический тип мировоззрения, выросла из мифов. Религия в современном обществе, пережив кризис массового атеизма, сохраняет свои позиции мощного и самостоятельного элемента культуры и общественного сознания. Религия продолжила свое существование и в философии, в виде религиозных философских течений, которые мы будем изучать в каждой теме. Религиозное мировоззрение основано на духовном освоении мира через разделение земной (посюсторонней реальности) и небесной (потусторонней). Поклонение сверхъестественным силам, которые нельзя объяснить и увидеть, но которые играют главную роль в жизни людей и в существовании всего мира, привело к идее Бога, Сначала многих Богов со специализацией, затем Единого и Всемогущего. В Идее Бога,согласно Л.Фейербаху, воплотился Идеал Человека. Религия сыграла позитивную роль: отделила духовное пространство бытия от материального, провозгласила преимущество духовных ценностей, Добра над Злом и придала особый статус, особую роль (Миссию) человеку на Земле.

Все основные проблемы поставленные мифологией и религией получили дальнейшую подробную разработку в философии. Чтобы нам четко разобраться чем отличаются эти три формы мировоззрения, давайте построим сравнительную таблицу. №1

Признак Мифология Религия Философия
Элемент Образ Догмат Понятие,теория
Инструмент Интуиция Вера Логика
Обращено к Чувствам Чувствам Разуму
Метод Повествование Убеждение Обоснование

Предпосылки возникновения философии из мифологии и религии:

  • Психологические - удивление и сомнение.
  • Духовные – накопление большого числа знаний, не вписывающихся в существующие религиозные учения, диалог культур и появление культуры мышления.
  • Социально-исторические - смена эпох и систем(переход к классовому и государственному социальному устройству); разделение умственного и физического труда- самоопределение личности, дистанциирование индивида от социума.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: