Натурфилософский космологизм

Понятие космоса.

Понятие космоса – 1-й смысл: порядок‚ гармония‚ согласование‚ как альтернатива ”хаосу”. Космос - начало‚ которое объединяет всю античность‚ т.е. античность ”космоцентрична”.

Космос ≠ природа, а выше чем она, т.к. все природное отличается непостоянством‚ изменчивостью.

Космос – ограничение пустоты (Эпикур)

Звездное небо – идеал неизменности.

Это замкнутое пространство‚ в пределах которого выполняется закон.

Космос – конечен‚ имеет свою форму ‚ в рамках которой он подчинен разумным законам.

Говоря об этапах‚ следует иметь в виду‚ что для римской философии характерен социокосмизм

Для греческой традиции: антропоцентризм.

Объективность – попытка видеть во всем форму и гармонию, т.к. они видели гармонию именно в телесности,

Фалес Милетский вводит идею космоса как единого порядка природы. Природное единство связывается им с идеей элемента (вода\земля\огонь\воздух). Сама возможность эл-та – та основа без которой он не может существовать.

Фалес выделяет ВОДУ – гарант целостности космоса.

Фалес стал основателем Милетской школы. (Анаксимен (ВОЗДУХ), Анаксимандр(ЭФИР), Гераклит(ОГОНЬ), Эмпидокл - комбинация все эл-тов).

Искали первооснову мира (архэ) – первая абстракция на абстрактно - рациональном, поиск того

Гераклит задал основу динамики, что основа – не то, что просто лежит в основе, а оно еще и изменяется.

Эпикур – продолжатель античных стоиков

Стоики (Марк Аврелий): долг мудреца состоит в обучении людей, в 1-ю очередь, правителей, ИСТИНЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Несмотря на то, что изменить ничего нельзя – долг мудреца делать это. Это и есть героизм стоиков, который стал метафоричным.

Космический логос подчиняется законам судьбы, истины, справедливости.

Судьбе подчиняется человек, природные боги.

Сенека: ’Покорных судьба ведет, непокорных тащит’.

В рамках стоической традиции ярко выражен фатализм: вера в силу судьбы, отражает ВСЮ античную философию.

Идея судьбы как фатализма (эта идея создала предпосылку для развития христианства) с одной стороны снимала возможность свободы, таким образом исчезала СОВЕСТЬ как регулятор (в древней Греции не было слова совесть) поступков, ведь и так все предопределено…

Если все предопределено, то и делать ничего не надо, НО античность демонстрирует образцы поиска, творчества, героизма.

Тема человеческой активности конкретизируется в феномене ’ДОЛГА’ – обязательство, которое человек принимает на себя в отношении общества

Культура античности – ’культура стыда’ как внешней реакции на внешнее отношение.

Был воспитан в строгом подчинении на мнение большинства. (например, Сократ, который считал себя несправедливо осужденным, но выпил чашу с ядом, т.к. так хотело ’большинство’).

Киники: Диоген – исповедовал космополитизм, считал себя «гражданином мира».

Идеи личности в рамках античности еще не существует.

Этимология слова ’личность’ идет от слова ’маска’ в театре.

Т.е. личность – та маска, которую надевает КОСМОС, а СУДЬБА ’пишет’ сценарий к ’пьесе - ЖИЗНИ’.

Лосев сравнивает человека в античности с героем пьесы в античной постановке, где все предопределено, все двигаются в строгом соответствии.

Подтверждением, что человек зависим от КОСМОСА являются установки стоицизма и эпикурейства в идее ’идеального существования’, которое называлось АТАРАКСИЯ (или АТОРКИЯ) – состояние беспристрастной самодостаточности, когда человека уподобляется в своей жизни такому же беспристрастному и самодостаточному КОСМОСУ.

Человек не в силах изменить обстоятельства, но в силах изменить отношения к этим обстоятельствам.

Победить страдание можно через наслаждение (причем духовное, т.к. оно более конструктивно и совершенно, чем телесные: после вина утром буде болеть голова)

Если представить себя тем зрителем, который просто наблюдает за спектаклем, разыгрываемым КОСМОСОМ на земле, видеть за происходящим какие-то законы и примеры высшей справедливости, то это и будет тем идеальным существование.

Пифагорейцы – математики, весь мир можно представить в числах, все есть число – проявление того рационального начала.

Скептики делают акцент на возможности/невозможности познания, продолжили линию софистов, которые говорили об относительности истины.

«Только человек – мерило всех вещей»

Пиррон и Секст – основатели.

Выдвинули идею ’ воздержания от суждений’. – все люди видят мир по-разному→ Лучше просто воздержаться от суждений, ведь «Истина слишком вариабельна»

Кредо мудреца - ’воздержание от суждений’ - ЭПОХЭ

’Понимающее молчание’ является стимулом для самостоятельного поиска истины.

Никто не должен претендовать на монополию на истину.

Признавая релятивность всего они говорили о законе, которому подчиняются все: о законе СУДЬБЫ.

Неразрешимые проблемы с точки зрения скептиков:

Проблема разницы в особенностях физического восприятия (дальтонизм, предметы в воде больше, чем на воздухе…)

Проблема выражения знания увиденного и услышанного – не будет адекватности

Проблема передачи знания – ведь другой человек по-своему поймет то‚ что было сказано.

Контраргумент: если я утверждаю, что нет истины, то тем самым я претендую на истинность моего утверждения, следовательно я ошибаюсь.

Особенностью греческого эллинизма является изменение направленности на красноречие, необходимое для активного участия в обществе, для влияния на его жизнь.

Духовное влияние востока (т.к. империя Александра Македонского распространилась далеко на Восток), ведь в Греции не было религии как таковой.

Аристотель говорил, что лишь созерцание сущего является истинным благом, в современных де условиях главным становиться выживание – следовательно более активная позиция человека.

Римский эллинизм выступил в качестве интерпретатора всего предыдущего.

’НЕО’- приставка практически

Если греческий эллинизм пытался собрать КОСМОС в человека, римский проецирует КОСМОС на границы самой Римской Империи как ЗАКОН, ПОРЯДОК, СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Порядок, который объемлет земли, подчиненные Риму, на которые распространяется Римское право.

Рим продолжает установки Греции на рационализм (только уже с большей степенью точности).

Значение Рима:

Стал транслятором философских идей Античной Греции в культуры последующих веков

Неоплатонизм – высшая ступень достигается взаимодействием разума и бога.

Выход современного мира из высшего разума.

Основатель – Плотин.

Содержал много магии и мифоролии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: