ü Сущность человека
ü Смысл жизни
ü Теория ценностей
Человек – один из основных объектов (и субъект) философского познания. Антропологическая проблематика обозначилась уже в древней философии, особенно в буддизме и у Сократа. В философии ХХ века она становится ведущей. Сегодня исследователи, склонные к постановке основного вопроса философии, чаще всего усматривают его не в отношении сознания к материи, а в отношении человека к миру. Ответ на этот вопрос зависит от понимания сущности человека.
В самом общем виде можно обозначить три подхода к пониманию сущности человека: натуралистический, социальный и культурно-духовный. При натуралистическом подходе (механистический материализм и другие направления) человек рассматривается как существо биологическое, природное.
Несмотря на важность физиологической (биологической) составляющей, было бы неверным сводить к ней сущность человека. Более убедительным представляется социальный подход, согласно которому человек – существо общественное. Так, у К. Маркса он – личность, но при этом – «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[15]. Объединяя два обозначенных подхода, получим понимание человека как существа био-социального.
|
|
Культурно-духовный подход делает акцент на идеальной стороне человеческого бытия. Действительно, как только исчезает острая нужда в выживании и нахождении своей «социальной ниши» вступают в действие идеальные потребности – в познании, творчестве и др. Материалисты объясняют это саморазвитием общества. С точки зрения религиозной философии – это реализация замысла Бога. У Гегеля – это форма саморазвития абсолютного духа. Общим во всех этих концепциях является признание наличия у человека сознания. Таким образом, синтетическое понимание сущности человека приводит нас к «формуле»: человек – существо био-социо-духовное.
Для обозначения различных характеристик человека применяются разные термины: homo sapiens (человек разумный – биологический вид), человек (человеческий род, в отличие от биологического вида), индивид (биологическая особь и отдельный представитель человеческого рода), индивидуальность (неповторимое сочетание индивидуальных психофизиологических, социальных и духовных особенностей конкретного индивида), личность (самостоятельно мыслящий субъект познания и деятельности). Только развитая индивидуальность превращается в личность. Непременным условием формирования личности является самосознание. Развитое самосознание позволяет вырабатывать волю, которая в соединении с природным темпераментом формирует характер. Если к последнему добавить воспитание и самовоспитание, получится направленность личности, определяющая поведение человека.
|
|
Одной из традиционных и наиболее важных тем в антропологии является проблема смысла человеческого бытия, или, иначе, смысла жизни. Исторически сложились три подхода к решению данной проблемы: религиозный (религиозно-философский), материалистический и гуманистический.
С точки зрения религии и религиозной философии смысл жизни следует искать вне самой жизни, т.е.... в смерти. Точнее – в подготовке к смерти. А еще точнее – в подготовке к будущей вечной жизни в Космосе (или в духовном мире). При этом идея личного спасения не означает обязательный уход из мира (в монастырь, скит и т.п.). Хотя спасение зависит от персональных усилий конкретного человека, они должны быть направлены не только на себя, но и на окружающих – семью, общину, общество в целом. Практически во всех религиях осуждаются индивидуализм, эгоизм, стяжательство, антисоциальное поведение и, напротив, поощряются сострадание, милосердие, помощь ближним.
Материализм, отрицая бессмертие, акцентирует внимание на поиск смысла бытия в этой, земной жизни. Так, древнегреческий философ Эпикур видел смысл существования в счастье и блаженстве, сущность которых составляет удовольствие. Он отдавал предпочтение не чувственным удовольствиям (хотя и не порицал их), а духовным. Духовное удовольствие более устойчиво, т.к. оно не зависит от внешних обстоятельств. Марксизм усматривает этот смысл в раскрытии сущностных сил человека, прежде всего способности к творческому труду. Целью творчества является прогресс общества и личности. В материалистической философии можно обнаружить и иные смыслы бытия: служение семье, Отечеству и др. Под все эти смыслы довольно трудно подвести «общий знаменатель». Вероятнее всего, это удовлетворение здоровых потребностей. Так, можно вспомнить ленинское понимание коммунистического труда: «труд как потребность здорового организма».
Гуманистический поход нацеливает на самореализацию личности. Гуманизм может быть как светским, так и религиозным. В первом случае задачей человека становится максимальная реализация природных задатков. Но она не должна идти вразрез с интересами общества и других людей. Религиозный вариант гуманизма исходит из того, что человек создан по образу и подобию Божьему, стало быть, он имеет право на творчество. В то же время он должен выполнить некую жизненную программу, заданную свыше. При любом подходе (светском или религиозном) человеку необходимо понять свои потребности и возможности. И в соответствии с этим определить стратегию и тактику поведения, посильные цели и соответствующие средства их достижения, понять меру своей свободы и ответственности. Специально этой проблемой занимается особый раздел философии – аксиология.
Аксиология (от греч. axia+logos – значимость+учение) – теория ценностей. Ее становление как самостоятельной философской дисциплины происходит в конце XIX в. в Германии, во Франции и в России. Среди родоначальников можно назвать Г. Риккерта и В.С. Соловьева.
Аксиология позволяет человеку «упорядочить» окружающий мир и лучше в нем ориентироваться. Так, культура с точки зрения аксиологии – это не «все, что создано человечеством», а система ценностей. В ней можно выделить различные классы ценностей: экономические, социальные, политические, духовные. Классы, в свою очередь, делятся на виды. Например, духовные ценности включают в себя интеллектуальные, нравственные и эстетические. Одной из центральных в аксиологии была и остается задача построения иерархии ценностей. Наибольший вклад в обоснование принципов разделения и градации ценностей внесли Н.О. Лосский и М. Шелер.
|
|
В современном обществе на уровне обыденного сознания бытует мнение о том, что «у каждого человека своя система ценностей». Если бы это действительно было так, то общество просто не смогло бы существовать. На самом деле существуют лишь общечеловеческие и групповые ценности, а также система личных предпочтений. Теория ценностей помогает человеку не только ориентироваться в мире, но и определить (а также корректировать) стратегию и тактику поведения. В аксиологии выделяются терминальные (целевые) ценности и инструментальные (достижительные, ценности-средства). Например, деньги являются инструментальной ценностью (средством обмена), образование может выступать в обоих качествах, а жизнь является терминальной ценностью.