Общие указания. Чаще всего термин «философия» переводится как «любовь к мудрости» (от греч. φιλεο – люблю, и σοφία –

ПРЕДИСЛОВИЕ

Чаще всего термин «философия» переводится как «любовь к мудрости» (от греч. φιλεο – люблю, и σοφία – мудрость), хотя точнее было бы перевести его как «стремление к истине». «Все другие науки более необходимы, чем она, но лучше нет ни одной» - говорит о философии Аристотель. М.К. Мамардашвили называл философию оформлением и развитием с помощью всеобщих понятий состояний интуитивно ясного понимания проблемы на основе личного опыта.

Изучение философии в современной ситуации реформирования системы высшего образования сталкивается с несколькими сложностями. Во-первых, представление об учебной дисциплине «Философия» во многом определяется советской традицией изучения «марксизма-ленинизма», который служил в первую очередь идеологическому воспитанию студенчества, но совершенно не обязательно предлагал собственно философский способ осознания своего места в мире. Догматизм в преподавании марксистской традиции стал одной из причин негативного отношения к ней со стороны современного общества, хотя совершенно очевидно, что отказ от нее объективно невозможен. С другой стороны, активные эксперименты последнего времени в области преподавания философии в ВУЗах и появление нового поколения преподавателей, не прошедших «суровую школу» марксизма, часто приводят к тому, что о философии как о науке складывается неверное представление – она понимается как своего рода пустословие, никак не связанное с реальными проблемами человека, общества, познания. Между тем философия как наука о предельных основаниях бытия и познания способна подтолкнуть к самостоятельному осознанию и отчасти – решению этих проблем. В этом заключается мировоззренческое значение философии – подчеркнем: именно мировоззренческое, а не идеологическое, поскольку идеология предполагает существование некоего единого мировоззрения у всех, в отличие от подлинно самостоятельного мировоззрения.

Таким образом, философия является одной из важнейших дисциплин в сфере гуманитарного знания. Она включена в состав федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 10 марта 2000 года, утвержденного Министерством образования Российской Федерации (индекс ГСЭ.Ф.01).

Содержание предмета философии исторически изменялось. В натурфилософии Древнего мира существует единое естественно-философское знание, которое через этап натурфилософии Возрождения и формирование специальных отраслей науки Нового времени приходит к изучению наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Современная философия изучает мир как сложную саморазвивающуюся и самоорганизующуюся систему, в которой человек выступает в качестве активной творческой и самосозидающей силы. Отсюда – два важных вывода.

Первый: для философской науки особое внимание к человеку требует неизбежного внимания к его практической и научно-теоретической деятельности, поэтому современная философия невозможна без методологии этой деятельности. Второй: изучение философии необходимо для современного человека, поскольку его активная преобразовательная деятельность, если она осуществляется «без оглядки» на окружающий мир, ведет к экологической катастрофе. Без философского обобщающего знания выход из этой ситуации вряд ли осуществим, что было вполне очевидно для инициаторов экологических движений и создателей концепции устойчивого развития. Исходя из этого, кафедра социально-гуманитарных наук РГГМУ разработала новую программу учебной дисциплины «Философия», в которой учитываются условия для сближения этой мировоззренческой дисциплины с эколого-климатологи­ческим профилем университета.

Особое внимание в данной программе и методических рекомендациях к ней уделяется вопросам взаимосвязи этики, социально-философской антропологии и натурфилософии с экологическими идеями современности, что позволяет приблизиться к преодолению распространенного неверного мнения о независимости естественнонаучных и экологических знаний от знаний философских и этических.

Изучение курса философии предполагает решение следующих учебно-методических задач:

- создать условия для изучения основных проблем философии в историко-философском аспекте;

- показать возможность разностороннего изучения проблемы человека, смысла и целей его существования, его места в природе и обществе;

- рассмотреть процесс развития естественных наук, в первую очередь связанных с экологией, в связи с развитием философского знания;

- создать условия для формирования у студентов самостоятельной оценки различных философских концепций;

- способствовать созданию условий для применения философских знаний в процессе личностного самоопределения, мировоззренческого роста.

Решение этих задач требует активного взаимодействия преподавателей и студентов, предполагает дискуссионные формы этого взаимодействия. Из приведенных в Предисловии слов М.К. Мамардашвили ясно, что философия как наука включает не только опыт персонального переживания конкретных жизненных ситуаций, но и выявление в нем общечеловеческих смыслов, интуитивно ясных и подтверждаемых через рациональное доказательство с помощью специального философского языка всеобщих понятий. Преподаватель дает в лекционном курсе один из возможных подходов к обозначенным в программе философским проблемам. Иначе говоря, преподаватель философии не «вещает» некие непреложные истины, а предлагает проблему для изучения и обсуждения. С другой стороны, на семинарах студенты не просто высказывают некий персональный опыт «своими словами», а самостоятельно исследуют исторический и теоретический аспекты избранной ими проблемы и излагают результаты этого исследования для обсуждения и выражения собственной точки зрения. Отсюда – необходимость изучения не только специальных учебников по философии для ВУЗов, но и оригинальных философских текстов, представленных, например, в хрестоматиях по философии. Возможно обращение к Интернет-библиотекам, в которых можно отыскать даже редко публиковавшиеся, забытые издателями или малодоступные оригинальные философские тексты. Разумеется, предпочтительнее знать цельный философский текст, однако для студентов нефилософских специальностей это не всегда возможно и обязательно – чтение собрания сочинений Г.-В.-Ф. Гегеля требует большого времени и интеллектуальных усилий. С другой стороны, фрагменты, представленные в хрестоматиях по философии, во многих случаях более показательны, нежели изложенные в учебниках основные положения какой-либо философской системы или проблемы.

Особое внимание к изучению экологической проблематики в рамках философии и историко-философского знания проявляется через личностное отношение к ней студента. Другими словами, преподаватель создает условия для философского обсуждения экологических проблем, задавая вопрос о том, присутствует ли экологический смысл в той или иной философской концепции, возможно ли решение проблемы в экологическом контексте, и как это затрагивает каждого из нас.

На итоговом экзамене по философии студент должен:

- показать знание специфики философии как науки, понимание сущности основных философских проблем, условий их появления и эволюции;

- продемонстрировать понимание необходимости философских понятий, знание философского языка, терминологии (в рамках программы);

- показать тенденцию развития собственного мировоззрения, способность к самостоятельной оценке и аргументации собственной позиции по поводу важнейших философских проблем, в первую очередь – глобальных экологических проблем человечества.

В Приложение к предлагаемым методическим рекомендациям включены также:

- требования к оформлению рефератов и контрольных работ по курсу;

- рекомендации для студентов ОЗО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: