Для современного человека представление о быстро меняющемся мире – неотъемлемая часть мировоззрения. Целостный теоретический образ развивающегося мира помогает создать диалектика. Диалектика (от греч. слов «искусство вести беседу, рассуждать»), или диалектическая логика – философское учение о развитии, которое насчитывает две с половиной тысячи лет. Современный философский словарь определяет диалектику как «логическую форму и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания» («Новая философская энциклопедия»).
Уже в древнекитайской и древнеиндийской философии предпринимались попытки описать развитие в рамках стихийной наивной диалектики (например, взаимопереходы инь-ян). В античной философии диалектика разрабатывалась как особый познавательный метод: для Сократа она – искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона – высшая наука, метод познания идей через анализ и синтез понятий. Гераклит разрабатывал радикальное понимание диалектики как характеристики изменчивой сущности мира в целом. У Аристотеля диалектика – учение о вероятных суждениях и умозаключениях, т.е. о видимости, поскольку сущность описывается метафизически. У стоиков диалектика понимается как наука правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах, или наука об истинном, ложном и нейтральном.
|
|
В Средние века для понимания развития важной оказалась идея Аврелия Августина о необратимости времени в окружающем мире. В схоластике термин «диалектика» обозначал обычную (школьную) логику. В эпоху Возрождения Николай Кузанский разрабатывал учение о тождестве знания и незнания, совпадения максимума и минимума в бесконечной Вселенной, центр которой находится в любой ее точке, что позволяет представить мироздание как процесс, а не как застывшую протяженность.
В новоевропейской философии важными для диалектической мысли противоречиями стали противопоставляемые Декартом и Спинозой «протяженные и мыслящие вещи», в эпоху Просвещения диалектика исследуется как «естественная история» в работах Бюффона, Ламарка, Лайеля и др.
Кант предложил термин «диалектика иллюзий», т.е. псевдофилософствование, стремящееся к познанию без необходимой опоры на опыт, чисто умозрительным путем, и потому приходящее к неразрешимым противоречиям – антиномиям. Подлинная диалектика в его понимании – это трансцендентальная диалектика, которая является критикой диалектической иллюзии. Для Гегеля диалектика – «использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность». По словам современного философа, «современникам Гегеля диалектика казалась онтологией непознанного, структурой Вселенной, явленной в откровении до того, как открытия специальных наук подтвердили ее фактами. Для нас диалектика – теория познания, возникшая не из «чистой мысли», а как результат обобщения данных самого долговременного эксперимента, который когда-либо совершало человечество, эксперимента над собой – в процессе истории» (М.М. Молоствов). В марксизме диалектика понимается как учение о развитии материи (а не духа, как у Гегеля); диалектика общественного развития изложена в «Капитале» Маркса и Энгельса, диалектика природы и познания – в неоконченной работе Энгельса «Диалектика природы». После Гегеля диалектика развивается в); в неогегельянстве как отрицательная (негативная) диалектика (у Бергсона противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют о «кажимости» их объектов, совмещение противоположностей возможно при помощи интуиции); в неокантианстве - как диалектика понятий, прежде всего математических (Коген, Наторп); в экзистенциализме как «система вопросов и ответов между сознанием и бытием», поскольку природа познается позитивистским разумом, а для изучения человека и общества необходим разум диалектический.
|
|
Фундаментальная дихотомия мира на материальное и идеальное для философской теории развития означает существование двух ветвей диалектики - объективной и субъективной. Объективная диалектика изучает особенности проявления законов развития в материальном мире и включает диалектику природы, общества (социогенез) и человека (антропогенез). Субъективная диалектика изучает реализацию законов развития в сознании и психике человека, в познании и мышлении. Законы развития, или диалектические законы, выражаются через систему диалектических категорий.
Категории – это как бы отраженный в мышлении «каркас мира», т.е. ступени познания с одной стороны, и ступени бытия – с другой стороны. В классической диалектической логике важнейшими категориями являются сущность (совокупность наиболее глубоких, устойчивых свойств и отношений предмета, определяющая его происхождение, характер и направление развития) и явление (совокупность многообразных внешних, подвижных, непосредственно открытых чувствам свойств и отношений предмета, представляющая собой способ проявления, обнаружения сущности); необходимость (внутренняя устойчивая, неизбежно возникающая при определенных условиях взаимосвязь предметов) и случайность (точка пересечения необходимостей, форма проявления необходимости); причина (явление, порождающее другое или изменяющее его) и следствие (порождаемое причиной явление или изменение в нем), возможность (объективная тенденция развития, заложенная в существующих явлениях, наличие или отсутствие условий для возникновения или отсутствия явления) и действительность (предмет, который уже существует как реализация некоторой возможности), содержание и форма, часть и целое, прогресс и регресс, необходимое и случайное, общее и единичное, особенное и др.
На основе переосмысления гегелевских идей Ф. Энгельс в «Диалектике природы» предложил три закона диалектики, которые многократно исследованы в советский период в отечественных философских работах. Закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей: «Любой предмет содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, взаимодействие которых определяет изменение предмета». Это центральный закон диалектики, который «определяет источник развития предмета как находящийся в самом предмете, раскрывает внутренний механизм и динамику саморазвития. Его формулировка требует взаимодействия категорий тождества (единства взаимоисключающих сторон существования предмета) и противоречия.
|
|
Закон перехода количественных изменений в качественные: «Изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела» - отражает наиболее общий механизм развития: если количественное изменение предмета переходит определенную границу, нарушается мера и предмет приобретает новое качество как будто сразу, скачкообразно. Понятие скачка проанализировано у Энгельса: «в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков». В формулировке этого закона необходимо применение категорий качества (определенность существования предмета, отличающая его от других предметов), количества (определенность существования предмета, выражающая его тождество с другими предметами) и меры (единства количества и качества).
Закон отрицания отрицания, или двойного отрицания, характеризует направленность процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии: «всякая последующая ступень развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые моменты последней». Для этого закона необходимы категории отрицания (процесс превращения исходного состояния в противоположность, т.е. последующее состояние), отрицания отрицания (переход полученной противоположности в новую противоположность, т.е. отрицание исходной фазы и последующей фазы) и снятия (разрешения противоречия путем перехода в третье состояние, синтезирующее необходимые черты первых двух).
История современной науки дает яркий пример реализации этих законов – так, в течение 20 в. в физике произошел переход от классических ньютоновских представлений через теорию относительности к синергетической методологии. Синергетика в последние десятилетия придала мощный импульс развитию диалектики, заново осмыслив категории системы и среды, элемента, структуры. В отличие от существующих лишь гипотетически стабильных закрытых (не взаимодействующих со средой) систем, изучаемых классической ньютоновской физикой, синергетика исследует открытые, т.е. сложно взаимодействующие со средой, системы.
|
|
Идеи синергетики как теория самоорганизации систем высказывались уже в рамках эволюционизма (самоорганизация экономики у А. Смита, самоорганизация видов у Ч. Дарвина). Термин «синергетика» для теории самоорганизующихся открытых систем предложен немецким физиком Г. Хакеном, параллельно использовались термины «нелинейная термодинамика» и «теория диссипативных структур» (диссипация – от лат dissipatio – рассеивание), введенные И. Пригожиным первоначально для анализа химических реакций. Идеи синергетики развивал М. Эйген, изучавший процесс самоорганизации сложных органических структур с адаптивными характеристиками под влиянием эволюционного отбора, в котором адаптация оптимизируется самими этими структурами. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек (т. наз. точек бифуркации), в окрестностях которых поведение системы становится неустойчивым, и под воздействием самых незначительных воздействий (флуктуаций) система может резко изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса, а хаос понимается как некая сверхсложная упорядоченность, существующая неявно, потенциально и проявляющаяся в многообразии упорядоченных структур. Синергетика предполагает образ мира не как построенного из элементарных частиц (кирпичиков материи), а как совокупность нелинейных процессов, что позволяет построить «новый диалог человека с природой». Концепция «устойчивого развития», важная как инструмент решения экологических проблем, построена на основе идей синергетики. Диалектика как способ мышления сама по себе не дает готовых ответов на поставленные вопросы, ответы «отыскиваются с ее помощью либо в «царстве мысли», если вы идеалист, либо в совокупности фактов» (М.М. Молоствов).