Потреблятство
Ссылки:
1) Джон де Грааф, Дэвид Ванн, Томас X. Нэйлор Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру
https://lib.rus.ec/b/99159/read
https://www.slideshare.net/DanVoronov/affluenza
Характеризуя капиталистическое общество Маркс замечает: «Каждый человек старается пробудить в другом какую-нибудь новую потребность, чтобы вынудить его принести новую жертву, поставить его в новую зависимость и толкнуть его к новому виду наслаждения, а тем самым и к экономическому разорению. Каждый стремится вызвать к жизни какую-нибудь чуждую сущностную силу, господствующую над другим человеком, чтобы найти в этом удовлетворение своей собственной своекорыстной потребности. Поэтому вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под игом которых находится человек, и каждый новый продукт представляет собой новую возможность взаимного обмана и взаимного ограбления. Вместе с тем человек становится все беднее как человек, он все в большей мере нуждается в деньгах, чтобы овладеть этой враждебной сущностью, и сила его денег падает как раз в обратной пропорции к массе продукции, т.е. его нуждаемость возрастает по мере возрастания власти денег» (Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года).
|
|
Современное общество часто называют потребительским (устоявшееся выражение «общество потребления»). Ведущей установкой в таком обществе, по замечанию Эриха Фромма становится не «быть», а «иметь» (См. Э.Фромм. Иметь или быть).
То есть у людей вырабатывается потребительское отношение ко всему. В конечном счете, они стремятся не прожить, а употребить свою жизнь, самих себя.
«Человек думает, что добывает деньги для себя. Но в действительности он добывает их из себя» (Пелевин В. Empire V).
Качество жизни измеряется по количественным показателям, степенью того, что удалось накопить. Причем копится не только материальное, но и впечатления, события, эмоции. Логика потребления может быть выражена так: «Я тоже это имею. Я тоже это знаю. Я тоже там был. Я тоже это видел».
Французский философ Жан Бодрийяр, критикуя общество потребления замечает: «основополагающая истина нынешнего строя: вещи здесь предназначены вовсе не для того, чтобы ими владели и пользовались, но лишь для того, чтобы их производили и покупали» (Бодрийяр Ж. Система Вещей).
Характерной чертой общества потребления является распространение торговых центров и супермаркетов, а также практика шопинга. Процесс хождения по магазинам превращается в культурно-развлекательное мероприятие.
Также характерной чертой является распространение потребительского кредитования. «По информации Центробанка в 2004—2005 гг. в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление» (Википедия).
|
|
Важную роль в поддержании интенсивности потребления играет реклама.
Некоторым производителям важно не только сообщить о своей продукции, но и внушить потенциальным потребителям ее необходимость, что и обеспечит сбыт. Поэтому затраты на рекламу могут даже превышать затраты на производство товара.
Реклама нередко стремиться сформировать искусственные потребности, которые должны осознаваться человеком как его собственные. Людям навязывают всевозможную косметику и украшения, пищу (нередко вредную и совсем не нужную), алкоголь, бритье, автомобили.
Распространяется установка, что для достижения счастья человеку необходимо приобретать те или иные вещи или услуги, без которых его жизнь — неполноценна или ущербна.
Не дай бог на вашей одежде пятно или дырка, от вас пахнет потом или вы чего-то не подбрили — ЭТО ПРОВАЛ! ФУУУ!
Тесно связаны реклама и телевидение. Анонсирование тех или иных развлекательных передач связано с необходимостью привлечения большего количества зрителей – потенциальных объектов воздействия рекламы. В результате нередко человек, сидящий перед телевизором, думает, что он смотрит ту или иную программу, прерываемую рекламой. На самом деле он смотрит рекламу, которая прерывается программой. (Впрочем отличается ли ситуация с рекламой в интернете?)
5. Планируемое устаревание ( Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Планируемое, запланированное, или плановое устаревание — создание товара, который через определённое время становится устаревшим или непригодным к использованию.
Устаревание встроено в большое число различных товаров, от велосипедов и ламп до зданий и коммерческого программного обеспечения.
Запланированное устаревание имеет потенциальный плюс для производителя, так как товар его ломается, и потребитель вынужден купить товар снова.
Планируемое устаревание было впервые развито в 1920—1930-х годах, когда развернулось широкомасштабное производство и каждая минута производственного процесса была подвергнута анализу.