ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Часть 1
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
ВВЕДЕНИЕ
Зав. кафедрой ______________________
ФИО преподавателя: Разумовская А.Г.
Баллов; «4» - 71-85; «5» - 86-99.
Необходимый минимум для получения итоговой оценки – 50 баллов.
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: обязательное выполнение внеаудиторных творческих заданий и конспектов.
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература (050301 по ОКСО) |
Регистрационный номер 707 пед/сп от 31.01.2005 |
ДПП. Ф. 12 Дисциплина предметной подготовки |
Программу разработала Разумовская А.Г,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры литературы
Заведующий кафедрой Н.Л.Вершинина
Период развития русской литературы конца Х1Х – начала ХХ в. получил название Серебряный век русской литературы (в отличие от Пушкинского, Золотого века).
Границы этого периода - примерные – 90-е годы Х1Х – 20-е годы ХХ века. Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму и
|
|
объявившие о создании нового искусства, получили общее наименование модернистов. Модернистскими принято называть прежде всего три литературных течения, заявившие о себе в период с 1890 по 1917 год.
Это СИМВОЛИЗМ, АКМЕИЗМ и ФУТУРИЗМ.
СИМВОЛИЗМ – первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России.
Основоположник – Д.С.Мережковский, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В 1893 году вышла книга с таким же названием. В книге Мережковского были провозглашены три основных элемента «нового искусства»:
1) мистическое содержание
2) символизация
3) «расширение художественной впечатлительности»
Социальные и гражданские темы сменились у символистов декларациями относительности всех ценностей и утверждением индивидуализма как главной ценности.
По времени формирования и по особенностям мировоззрения принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов.
«СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ» (дебютировали в 1890 году):
В.Брюсов, К.Бальмонт,
Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, И.Анненский и др.
«МЛАДОСИМВОЛИСТЫ» (1900 годы): А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов и др. Младосимволисты мечтали о достижении гармонического единства человека с мировым целым и видели в литературе средство пересоздания, преобразования жизни. В своем творчестве опирались на религиозно-мистическую философию Вл.Соловьева, в основе которой лежала идея двоемирия и Души мира. Земному миру противопоставлялся высший вечный мир.
|
|
АКМЕИЗМ – в 1911г. в Петербурге под руководством Н.С.Гумилева организована литературная группа «Цех поэтов», в которую входили А.А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам, Г.Адамович, Г.Иванов и др. В переводе с греческого языка «акмэ» обозначает расцвет, высшая степень. Новое направление принимало земной мир и бытие не как отражение миров иных, а как истинную реальность, ценную саму по себе. Вместо символа слову возвращалось его реальное название.
ФУТУРИЗМ. Направление сформировалось к 1910 году. Разделилось на несколько группировок:
- кубофутуристы – Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский,
А.Крученых, В.Каменский, Б.Лившиц;
-эгофутуристы - И.Северянин, Г.Иванов, К.Олимпов.
-группа «Центрифуга» - Б.Пастернак, Н.Асеев и др.
Футуристы категорично выступали против культурных традиций прошлого и современного им искусства. Ориентировались прежде всего на слово как первооснову творчества.
Задание 1. Вспомните историю возникновения символизма и назовите основоположника этого литературного направления.
Задание 2. Назовите известных вам поэтов-символистов.
Задание 3. Назовите основные черты поэтики символизма. Покажите их на примере анализа одного из стихотворений.
Задание 4. Ответьте на вопросы:
1. Что означает слово «акмеизм»?
2. Чем отличается акмеизм от символизма?
Покажите это на анализе какого-либо стихотворения.
Задание 5. Вспомните, что вам известно о футуристах. Какие задачи ставили перед собой поэты-футуристы?