Бюджетный дефицит

Отношение доходов и расходов гос.бюджета может быть различным, что можно выразить следующими неравенствами:

I. Лучший вариант. РАСХОДЫ = ДОХОДЫ (это сбалансированный бюджет (Сальдо = 0) – идеальное исполнение бюджета, т.к. предполагает полное покрытие расходов доходами).

II. РАСХОДЫ < ДОХОДЫ (“Д – Р = +” — положительное сальдо (профицит)). Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается профицит, то до утверждения бюджета проводят сокращение профицита: а) сокращение доходов от продажи гос.или муниципальной собственности, б) сокращение доходов от продажи гос.запасов и резервов, в) направление бюджетных средств на погашение долговых обязательств, г)увеличение расходов бюджета, в т.ч. в виде перечислений доходов бюджетам др.уровней. Если данные меры не приводят к получению положительного эффекта, следует сократить налоговые доходы путем внесения изменений в налоговое законодательство.

III. РАСХОДЫ > ДОХОДЫ (дефицит)- наиболее сложная ситуация. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он составляет не более 3% ВВП. Если дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, но если более 20% от суммы доходов – это критический дефицит. Бюджетный кодекс регламентирует границы дефицита. Размер дефицит бюджетов субъектов Федерации не может превышать 5% объема его доходов без учета фин.помощи от федерального бюджета. Размер дефицита муниципального бюджета не может превышать более 3% объема доходов местного бюджета.

Причинами дефицита могут стать следующие ситуации:

1. Позитивные причины – это причины, вызванные большими вложениями в развитие экономики.

2. Негативные причины – это причины, связанные с непредвиденными расходами, которые не ведут к расширению экономики и увеличению ВВП (войны; эпидемии; катастрофы; результаты непродуманной экономической политики, приведшей к стагнации экономики; нестабильность нац.валюты, что приводит к переходу от товарно- денежных отношений к бартеру, в результате собираемость налогов резко падает)

Дефицит приводит к негативным явлениям в экономике, одна из наиболее частых – это инфляция. Причина инфляции состоит в том, что государство стремясь покрыть расходы начинает неоправданную эмиссию денежных знаков. В свою очередь, эмиссия денежных средств, не обеспеченная ростом экономики приводит к перенасыщению рынка денежными знаками, раскручивает инфляционный механизм, усиливая дефицит бюджета.

Следующее следствие дефицита бюджета – снижения уровня жизни населения, которое происходит в результате того, что при дефиците увеличиваются гос.расходы и уменьшаются объемы ресурсов, идущих на инвестирование экономики.

Одним из механизмов снижения дефицита бюджета является бюджетное секвестирование, которое представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами.

Механизм бюджетного секвестирования вводят в действие с целью снижения расходов пропорционально уменьшившимся доходам для того, чтобы бюджет был выполнен, несмотря на снижение доходов у государства.

Другими словами, секвестр означает уменьшение расходов на 5, 10, 15% и так далее по всем статьям бюджетных расходов в соответствии с уровнем, на который произошло снижение доходов.

Секвестру подлежать все статьи расходов, кроме защищенных статей.

Система защищенности статей от секвестирования призвана оградить от сокращения те статьи, которые являются стратегически важными. Уменьшение данных статей может привести тяжелым последствиям как для экономики страны, так и для политической и социальной стабильности общества. Обычно не подлежат секвестированию заработные платы, медикаменты, дотации и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: