Тип эксплуатируемого самолета
Чем выше часовая производительность ВС (Ачас.) и ниже себестоимость его летного часа, тем ниже себестоимость тонно-километра.
Снижение себестоимости может быть обеспечено за счет:
• эксплуатации воздушных судов на расстояниях, близких к оптимальной дальности беспосадочного полета;
• модернизации самолетов, вертолетов и авиадвигателей (СВАД), приводящей к сокращению расхода топлива;
• сокращения веса служебной загрузки.
Улучшение использования СВАД может быть достигнуто за счет:
• увеличения регулярности полетов;
• лучшей организации работ наземных служб, увязки и координации их работы и т. д.
3. Дальность беспосадочного полета
Себестоимость летного часа с увеличением дальности беспосадочного (Lбп,) снижается (рис. 4.2).
Рис. 4.2. График изменения себестоимости летного часа (Слч) от дальности беспосадочного полета (Lбп)
4. Характер авиалинии
На воздушной линии (ВЛ) с промежуточными посадками себестоимость тонно-километра выше за счет дополнительных расходов на взлет и посадку и снижения доли полета на крейсерском режиме в общем времени выполнения рейса. Однако сокращение количества промежуточных посадок или их отмена может привести к снижению коммерческой загрузки. Целесообразно увеличивать дальность беспосадочного полета при достаточно большом пассажиропотоке и в случае, если соблюдается требование предоставления пассажирам обслуживания в промежуточных аэропортах на высоком качественном уровне.
|
|
5. Направление перевозок
Себестоимость перевозок в прямом и обратном направлениях различна, так как неодинаковы метеоусловия (прежде всего направление ветров) и мощности пассажиро-грузопотока.
6. Сезонность
Наименьшая себестоимость авиаперевозок приходится на 3-й квартал (на 15% ниже среднегодовой), а в зимний период себестоимость на 15-20% выше среднегодовой, так как уменьшается спрос на авиаперевозки и повышаются расходы в этот период на авиационные горюче-смазочные материалы (авиаГСМ), техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) самолетов, вертолетов и авиационных двигателей (СВАД) и т. д.
7. Район прохождения авиалинии
Влияет на себестоимость (от района прохождения зависят километровые ставки, дифференцирующиеся по сложности полетов и времени суток).
8. Класс аэропорта, группа АТБ
На величину себестоимости в данном случае влияют следующие моменты:
• различная стоимость строительства аэропортов и других объектов;
• различный объем работ;
• аэропорт и авиационно-техническая база (АТБ) высокого класса обслуживают современную авиатехнику, обеспечены более дорогостоящими основными фондами и выполняют большой объем работы.
|
|
Основными путями снижения себестоимости авиаперевозок являются:
1. Увеличение объема транспортной продукции за счет:
♦ повышения эффективности использования производственных фондов;
♦ обеспечения прироста производственных мощностей за счет технического перевооружения авиапредприятия, модернизации оборудования, реконструкции и замены морально устаревших конструкций;
♦ повышения сменности и уменьшения простоев машин и оборудования;
♦ повышения культуры обслуживания пассажиров и клиентов;
♦ ускорения научно-технического прогресса путем внедрения новых типов самолетов и современных наземных комплексов, повышения уровня механизации и автоматизации производства;
♦ совершенствования организации и управления производством;
♦ повышения производительности труда, регулярности движения воздушных судов и обеспечения безопасности полетов.
2. Снижение эксплуатационных расходов за счет:
♦ обеспечения режима экономии материальных и денежных ресурсов;
♦ совершенствования системы нормирования и учета материальных средств;
♦ снижения затрат на ТОиР за счет увеличения сроков службы техники;
♦ совершенствования организации производства;
♦ ускорения оборачиваемости оборотных средств;
♦ сокращения непроизводительного налета часов.
Снижение себестоимости имеет большое значение для повышения рентабельности производства, а также для оценки финансово-хозяйственной деятельности авиапредприятия.