ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
Проектное финансирование можно укрупненно охарактеризовать как финансирование инвестиционных проектов, при котором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств. Финансирующие субъекты оценивают объект инвестиций с точки зрения того, принесет ли реализуемый проект такой уровень дохода, который обеспечит погашение предоставленной инвесторами ссуды, займов или других видов капитала.
Проектное финансирование впрямую не зависит от государственных субсидий или финансовых вложений корпоративных источников. В развитых странах этот метод используется уже десятилетия. У нас он начал применяться недавно, с выходом Закона о соглашении о разделе продукции.
Основной особенностью проектного финансирования, в отличие от акционерного и государственного, является учет и управление рисками, распределение рисков между участниками проекта, оценка затрат и доходов с учетом этого. Проектное финансирование называют также финансированием с определением регресса (регресс — это требование о возмещении предоставленной в заем суммы).
|
|
Различают три формы проектного финансирования:
• финансирование с полным регрессом на заемщика, то есть наличие определенных гарантий или требование определенной формы ограничений ответственности кредиторов проекта. Риски проекта в основном падают на заемщика, зато при этом цена займа относительно невысока и позволяет быстро получить финансовые средства для реализации проекта. Финансирование с полным регрессом на заемщика используется для малоприбыльных и некоммерческих проектов:
• финансирование без права регресса на заемщика, то есть кредитор при этом не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта. Стоимость такой формы финансирования достаточно высока для заемщика, так как кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска. Таким образом финансируются проекты, имеющие высокую прибыльность и дающие в результате реализации конкурентоспособную продукцию. Проекты для такой формы финансирования должны использовать прогрессивные технологии производства продукции, иметь хорошо развитые рынки продукции, предусматривать надежные договоренности с поставщиками материально-технических ресурсов дляреализации проекта и пр.;
• финансирование с ограниченным правом регресса. Такая форма финансирования проектов предусматривает распределение всех рисков проекта между его участниками, так чтобы каждый участник брал на себя зависящие от него риски. В этом случае все участники принимают на себя конкретные коммерческие обязательства и цена финансирования умеренна. В этом случае все участники проекта заинтересованы в эффективной реализации проекта, поскольку их прибыль зависит от их деятельности.
|
|
Сложности с применением проектного финансирования в полном объеме и смысле этого понятия в отечественной практике обусловлены следующими причинами:
• внутренние источники долгового финансирования не так хорошо развиты в стране, как в развитых странах. Внутренние рынки кредитов не имеют достаточных финансовых ресурсов или ликвидных средств, необходимых для широкомасштабного финансирования капиталоемких проектов, особенно крупных проектов с длительным сроком погашения кредитов. Практически отсутствуют опыт и знания для того, чтобы с уверенность оценивать и принимать на себя весь или часть проектного риска;
• имеются несоответствия между доходами и займами внутри страны и обслуживанием долгов в валюте. Риск несовпадения между валютами, в которых поступает выручка, и валютой, в которой должна обслуживаться задолженность, осложняет проектное финансирование;
• недостаточны правовая структура и законодательная стабильность в области согласования и распределения рисков и предоставления гарантий и других форм обязательств по проектному финансированию. Коммерческая и кредитная документация по проектному финансированию является сложной и должна подкрепляться законодательной и нормативной основой. Должны быть законодательно оформлены все виды обязательств и гарантий, тонкости распределения рисков и прибылей, политические и страховые риски;
• в отечественной практике в настоящее время мало специалистов по проектному финансированию. Недостаточно прецедентов разработки системы проектного финансирования для каких-нибудь достаточно крупных инвестиционных проектов;
•недостаточно квалифицированных участников проектного финансирования — организаций, фирм, могущих принять на себя функции управляющих крупными проектами в современной трактовке этого понятия. Помочь решению этой проблемы может привлечение специалистов или специализированных компаний (в том числе иностранных).
Условия успешного применения методологии проектного финансирования включают следующие направления:
• привлечение иностранных кредитов для финансирования крупных проектов;
• государственные гарантии компенсации и обеспечения политических рисков путем страхования последних или привилегированным статусом кредиторов.
Преимущества проектного финансирования
В отличие от традиционных форм проектное финансирование позволяет:
• более достоверно оценить платежеспособность и надежность заемщика;
• рассмотреть весь инвестиционный проект с точки зрения жизнеспособности, эффективности, реализуемости, обеспеченности, рисков;
• прогнозировать результат реализации инвестиционного проекта,
Организационная структура проектного финансирования в РФ
С учетом важности координации инвестиционной деятельности в РФ создан Федеральный центр проектного финансирования — организация, осуществляющая работу по подготовке и реализации проектов, предусмотренных соглашениями между Российской Федерацией и международными финансовыми организациями, а также финансируемых за счет средств, привлекаемых из других внешних источников. Центр создан в целях эффективного содействия привлечению финансовых средств, в том числе внешнего финансирования, и обеспечения реализации инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для национальной экономики характер.
Основной задачей Федерального центра проектного финансирования является работа по подготовке и реализации проектов, предусмотренных соглашениями между Российской Федерацией и международными финансовыми организациями, а также финансируемых за счет средств, привлекаемых из других внешних источников.
|
|
С целью координации финансирования инвестиционных проектов создан Российский финансово-банковский союз с выполнением следующих функций:
• привлечение иностранных кредитов и других ресурсов инвестиционного характера в рамках межправительственных соглашений с иностранными государствами;
• привлечение инвестиций с использованием конверсии внешнего долга и финансовых активов России и бывшего СССР;
• привлечение иностранных кредитов и других ресурсов инвестиционного характера для финансирования приоритетных проектов, реализуемых на коммерческой основе;
• взаимодействие с международными финансовыми организациями в целях реализации инвестиционных проектов и программ развития различных секторов экономики;
• осуществление государственных программ поддержки экспорта, предоставление экспортных кредитов, кредитов для производства экспортной продукции, для развития импортозамещающих производств в России;
• гарантирование вышеуказанных кредитов и выдача гарантий, необходимых для реализации экспортных контрактов, страхование экспортных кредитов от политических и кредитных рисков;
• привлечение иностранных кредитов и инвестиций в целях развития малого и среднего бизнеса в России;
• ведение залоговых счетов российских предприятий и организаций при использовании иностранных кредитов;
• содействие выводу российских предприятий на зарубежные финансовые рынки посредством размещения (залога) акций, выпуска облигационных займов, других форм и методов привлечения внешних финансовых ресурсов;
• работа с государственными пакетами акций российских предприятий на внешних финансовых рынках;
• выполнение по поручению правительства Российской Федерации иных функций по реализации федеральных программ.
|
|
С целью обеспечения эффективного информационно-консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала создан Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации.
По инициативе правительства Российской Федерации создана качественно новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача — обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.
Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.
Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам банковской деятельности является консультативным органом, созданным для повышения эффективности участия кредитных организаций, их ассоциаций и союзов в реализации государственной денежно-кредитной политики.
Совет осуществляет следующие функции:
• выработку предложений и рекомендаций по привлечению инвестиций в экономику страны и участию в реализации крупномасштабных финансовых и инвестиционных программ в интересах Российской Федерации;
• взаимодействие с международными финансовыми институтами;
• рассматривает по поручению правительства Российской Федерации проекты федеральной инвестиционной программы, в реализации которой предусматривается участие кредитных организаций.
Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации, преобразованный из Государственного информационного центра содействия инвестициям, ориентирован на решение следующих задач:
• информационно-консультативное содействие иностранным инвесторам и российским организациям на всех этапах реализации инвестиционных проектов;
• маркетинг федеральных и региональных инвестиционных программ и проектов за рубежом;
• разработка и реализация рекламной и информационной стратегии по улучшению образа России как страны, принимающей инвестиции;
• содействие российским организациям, иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнеров;
• участие в разработке предложений по улучшению инвестиционного климата в России с учетом рекомендаций Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.