Государственное регулирование инвестиционной деятельности

В российском законодательстве закреплены государственные гарантии защиты инвестиций (см. федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», Гражданский кодекс РФ).

Согласовано российскому законодательству все инвесторы, независимо от формы собственности, юридического статуса имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности.

Защита инвестиций состоит в том, что они не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие меры могут осуществляться только на основе государственных законодательных актов при условии полного возмещения инвестору всех затрат и потерь, причиненных отчуждением ин­вестированного имущества, включая упущенную выгоду.

Инвесторы обладают правом самостоятельно определять объемы, направления и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекать на договорной основе физических и юридических лиц, необходимых для реализации инвестиционных проектов.

Вместе с тем имеет место взаимодействие государственных органов власти всех уровней и негосу­дарственных инвесторов в области инвестиционной деятельности, которое осуществляется путем:

1) участия субъектов Федерации в разработке перспективных направлений социально - экономи­ческого развития России;

2) формирования на добровольной основе фондов ремонтного развития, резервных, инновацион­ных, природоохранительных фондов для финансирования общегосударственных и региональных науч­но-технических, экологических, социальных и других программ, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

3) совместной разработки и реализации органами власти федерального, регионального и местного уровня и негосударственными инвесторами программ по развитию экономики России в целом и ее от­дельных территорий;

4) разработки и реализации органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их полномочий планов и программ социально-экономического развития территорий. В таких программах участвуют и негосударственные инвесторы на экономически согласованных условиях.

Инвесторы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в т.ч. осуществить продажу производимой продукции в соответствии с законодательством.

Однако органы государственного и территориального управления имеют право определять объек­ты, инвестирование средств в которые не дает инвесторам права приобретения собственности на них, но позволяет владеть, участвовать в оперативном управлении ими и получать от эксплуатации таких объ­ектов. К ним относятся объекты государственного и муниципального назначения (автомобильные и же­лезные дороги, сети электроснабжения городов и поселений), объекты государственного стратегическо­го назначения.

Инвесторы, не являющиеся пользователями объектов инвестиционной деятельности, например, банки, инвестиционные и страховые компании, имеют право контролировать целевое использованное инвестиций.

Инвесторы вправе по договору передать свои полномочия по результатам инвестиций гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам управления.

Инвесторы вправе приобретать необходимое для осуществления инвестиционных проектов иму­щество у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений по объему, номенклатуре, если это не проти­воречит законодательству РФ. Если имущество включено в списке стратегических или особых товаров, подлежащих государственному контролю за производством, хранением, передвижением (например, ядерные материалы, продукция секретного характера), то инвесторы приобретают такое имущество со­гласно особым разрешениям.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Инвесторы имеют добровольное право страховать инвестиции и инвестиционные проекты. Если инвестиционные проекты характеризу­ются высоким режимом или большой долей привлечения средств населения в качестве источника фи­нансирования, то такие проекты подлежат обязательному страхованию.

Основным принципом защиты инвестиций является полная экономическая ответственность участ­ников инвестиционной деятельности за принятия решения. Инвесторы и другие участники проекта обя- зательны возмещать друг другу убытки, в т.ч. упущенную выгоду, вызванные прекращением выполне­ния обязательств по договорам или отступлением он условий договоров.

Обязанности и ответственность участников инвестиционной деятельности перед государством обусловлены требованиями жизнедеятельности людей, в частности возводимые здания должны быть прочными, надежными, устойчивыми, соответствовать требованиям пожарной и экологической безо­пасности. Все субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать российские нормы и стан­дарты на строительство и эксплуатацию зданий и сооружений, создаваемых предприятий и произ­водств.

Разрабатываемые инвестиционные проекты согласовывают с государственными органами архи­тектурного, санитарного, пожарного, атомного надзора, госгортехнадзора, а также с территориальными органами управления и технологическими эксплуатационными службами на подключение предприятия к сетям инженерного обеспечения (водо-, тепло-, электроснабжения) городов и населений.

Основной формой регулирования производственно-хозяйственных взаимоотношений инвесторов с другими участниками реализации проектов является заключение договоров между ними. Условия дого­воров сохраняют свою силу на весь срок их действия. Отдельные положения могут быть изменены по обоюдному согласию их участников и при условии, если возможность изменений оговорена в контрак­те. Другой причиной изменения договоров могут быть произошедшие после их заключения изменения в законодательстве России и субъектов Федерации.

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определенные законодательством формы и методы административного и экономического характера, используемые органами федерального управления субъектов Федерации для осуществления инвестиционной полити­ки, обеспечивающей социально-экономическое развитие страны, повышение эффективности инвести­ций, безопасные условия жизнедеятельности населения, охрану окружающей среды.

Основными формами и мерками государственного регулирование инвестиционной деятельности являются:

1) разработка и осуществление государственных инвестиционных программ и прямое управление государственными инвестициями;

2) предоставление государственной и финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, предприятий и производств;

3) проведение финансовой ценовой, амортизационной политики;

4) контроль соблюдения правил пользования земельными, водными и другими природными ресур­сами;

5) введение дифференциальных налоговых ставок и льгот;

6) контроль соблюдения правил пользования земельными, водными и другими природными ресур­сами.

7) антимонопольные меры;

8) экспертиза инвестиционных проектов.

Государственные инвестиционные программы могут осуществляться либо полностью за счет средств федерального и территориального бюджетов, либо на основе, совместных государственных и частных инвестиций.

По проектам, финансируемым из федерального и территориальных бюджетов, осуществляется прямое государственное управление или через органы государственного управления отраслями, инве­стиционные департаменты администрации субъектов федерации, дирекции государственных и муници­пальных предприятий. Управление проектами, финансируемыми как за счет бюджетных средств, так и средств негосударственных инвесторов, происходит совместно на основе соглашений между всеми ин­весторами.

Государство может оказывать отдельным отраслям, предприятиям финансовую помощь в фирме дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и льготных государственных кредитов.

Обеспечение высокой инвестиционной активности в стране и высокой отдаче от инвестиций во многом зависит от проводимой государственной финансовой, ценовой, амортизационной политики. На­пример, применение ускорений амортизации основных фондов способствует быстрому накоплению собственных инвестиционных ресурсов предприятий. Снижение ставки Центрального Банка на кредит­ные ресурсы способствует повышению инвестиционной активности и уровню отдачи от инвестиций. В целях снижения инвестиционных затрат государство может регулировать цены на земельные участки, природные ресурсы, понижать ставки платежей за них.

Повышению инвестиционной активности способствует также установление налоговых скидок и льгот. Например, снижение НДС на строительство жилья, снижение налога на прибыль, направляемую на развитие производства.

Для обеспечения экологической безопасности, а также для обеспечения безопасности эксплуата­ции зданий, сооружений на государственном уровне разработаны и действуют правила землепользова­ния, лесопользования, пожарной безопасности, электробезопастности, охраны воздушного и водного бассейнов, правил эксплуатации оборудования.

В процессе реализации проектов соблюдение указанных правил и норм соответствующие государ­ственные органы. Практически это выражается в технической и экономической экспертизе инвестици­онных проектов.

Юридические лица, осуществившие инвестиционную деятельность, обязаны по решению органов государственной власти принимать участие в предотвращении и ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций, в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности населения, функционирования инженерных систем. Понесенные издержек возмещаются из соответствующих бюджетов: федерального или местных.

Таким образом, государственное регулирование инвестиций направлено, с одной стороны, на за­щиту интересов и прав государства и населения, а с другой стороны, на защиту прав и интересов инве­сторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: