В российском законодательстве закреплены государственные гарантии защиты инвестиций (см. федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», Гражданский кодекс РФ).
Согласовано российскому законодательству все инвесторы, независимо от формы собственности, юридического статуса имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности.
Защита инвестиций состоит в том, что они не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие меры могут осуществляться только на основе государственных законодательных актов при условии полного возмещения инвестору всех затрат и потерь, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду.
Инвесторы обладают правом самостоятельно определять объемы, направления и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекать на договорной основе физических и юридических лиц, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
|
|
Вместе с тем имеет место взаимодействие государственных органов власти всех уровней и негосударственных инвесторов в области инвестиционной деятельности, которое осуществляется путем:
1) участия субъектов Федерации в разработке перспективных направлений социально - экономического развития России;
2) формирования на добровольной основе фондов ремонтного развития, резервных, инновационных, природоохранительных фондов для финансирования общегосударственных и региональных научно-технических, экологических, социальных и других программ, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций;
3) совместной разработки и реализации органами власти федерального, регионального и местного уровня и негосударственными инвесторами программ по развитию экономики России в целом и ее отдельных территорий;
4) разработки и реализации органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их полномочий планов и программ социально-экономического развития территорий. В таких программах участвуют и негосударственные инвесторы на экономически согласованных условиях.
Инвесторы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в т.ч. осуществить продажу производимой продукции в соответствии с законодательством.
Однако органы государственного и территориального управления имеют право определять объекты, инвестирование средств в которые не дает инвесторам права приобретения собственности на них, но позволяет владеть, участвовать в оперативном управлении ими и получать от эксплуатации таких объектов. К ним относятся объекты государственного и муниципального назначения (автомобильные и железные дороги, сети электроснабжения городов и поселений), объекты государственного стратегического назначения.
|
|
Инвесторы, не являющиеся пользователями объектов инвестиционной деятельности, например, банки, инвестиционные и страховые компании, имеют право контролировать целевое использованное инвестиций.
Инвесторы вправе по договору передать свои полномочия по результатам инвестиций гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам управления.
Инвесторы вправе приобретать необходимое для осуществления инвестиционных проектов имущество у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений по объему, номенклатуре, если это не противоречит законодательству РФ. Если имущество включено в списке стратегических или особых товаров, подлежащих государственному контролю за производством, хранением, передвижением (например, ядерные материалы, продукция секретного характера), то инвесторы приобретают такое имущество согласно особым разрешениям.
Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Инвесторы имеют добровольное право страховать инвестиции и инвестиционные проекты. Если инвестиционные проекты характеризуются высоким режимом или большой долей привлечения средств населения в качестве источника финансирования, то такие проекты подлежат обязательному страхованию.
Основным принципом защиты инвестиций является полная экономическая ответственность участников инвестиционной деятельности за принятия решения. Инвесторы и другие участники проекта обя- зательны возмещать друг другу убытки, в т.ч. упущенную выгоду, вызванные прекращением выполнения обязательств по договорам или отступлением он условий договоров.
Обязанности и ответственность участников инвестиционной деятельности перед государством обусловлены требованиями жизнедеятельности людей, в частности возводимые здания должны быть прочными, надежными, устойчивыми, соответствовать требованиям пожарной и экологической безопасности. Все субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать российские нормы и стандарты на строительство и эксплуатацию зданий и сооружений, создаваемых предприятий и производств.
Разрабатываемые инвестиционные проекты согласовывают с государственными органами архитектурного, санитарного, пожарного, атомного надзора, госгортехнадзора, а также с территориальными органами управления и технологическими эксплуатационными службами на подключение предприятия к сетям инженерного обеспечения (водо-, тепло-, электроснабжения) городов и населений.
Основной формой регулирования производственно-хозяйственных взаимоотношений инвесторов с другими участниками реализации проектов является заключение договоров между ними. Условия договоров сохраняют свою силу на весь срок их действия. Отдельные положения могут быть изменены по обоюдному согласию их участников и при условии, если возможность изменений оговорена в контракте. Другой причиной изменения договоров могут быть произошедшие после их заключения изменения в законодательстве России и субъектов Федерации.
Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определенные законодательством формы и методы административного и экономического характера, используемые органами федерального управления субъектов Федерации для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей социально-экономическое развитие страны, повышение эффективности инвестиций, безопасные условия жизнедеятельности населения, охрану окружающей среды.
|
|
Основными формами и мерками государственного регулирование инвестиционной деятельности являются:
1) разработка и осуществление государственных инвестиционных программ и прямое управление государственными инвестициями;
2) предоставление государственной и финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, предприятий и производств;
3) проведение финансовой ценовой, амортизационной политики;
4) контроль соблюдения правил пользования земельными, водными и другими природными ресурсами;
5) введение дифференциальных налоговых ставок и льгот;
6) контроль соблюдения правил пользования земельными, водными и другими природными ресурсами.
7) антимонопольные меры;
8) экспертиза инвестиционных проектов.
Государственные инвестиционные программы могут осуществляться либо полностью за счет средств федерального и территориального бюджетов, либо на основе, совместных государственных и частных инвестиций.
По проектам, финансируемым из федерального и территориальных бюджетов, осуществляется прямое государственное управление или через органы государственного управления отраслями, инвестиционные департаменты администрации субъектов федерации, дирекции государственных и муниципальных предприятий. Управление проектами, финансируемыми как за счет бюджетных средств, так и средств негосударственных инвесторов, происходит совместно на основе соглашений между всеми инвесторами.
Государство может оказывать отдельным отраслям, предприятиям финансовую помощь в фирме дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и льготных государственных кредитов.
Обеспечение высокой инвестиционной активности в стране и высокой отдаче от инвестиций во многом зависит от проводимой государственной финансовой, ценовой, амортизационной политики. Например, применение ускорений амортизации основных фондов способствует быстрому накоплению собственных инвестиционных ресурсов предприятий. Снижение ставки Центрального Банка на кредитные ресурсы способствует повышению инвестиционной активности и уровню отдачи от инвестиций. В целях снижения инвестиционных затрат государство может регулировать цены на земельные участки, природные ресурсы, понижать ставки платежей за них.
|
|
Повышению инвестиционной активности способствует также установление налоговых скидок и льгот. Например, снижение НДС на строительство жилья, снижение налога на прибыль, направляемую на развитие производства.
Для обеспечения экологической безопасности, а также для обеспечения безопасности эксплуатации зданий, сооружений на государственном уровне разработаны и действуют правила землепользования, лесопользования, пожарной безопасности, электробезопастности, охраны воздушного и водного бассейнов, правил эксплуатации оборудования.
В процессе реализации проектов соблюдение указанных правил и норм соответствующие государственные органы. Практически это выражается в технической и экономической экспертизе инвестиционных проектов.
Юридические лица, осуществившие инвестиционную деятельность, обязаны по решению органов государственной власти принимать участие в предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности населения, функционирования инженерных систем. Понесенные издержек возмещаются из соответствующих бюджетов: федерального или местных.
Таким образом, государственное регулирование инвестиций направлено, с одной стороны, на защиту интересов и прав государства и населения, а с другой стороны, на защиту прав и интересов инвесторов.