Номинальная стоимость акции указывается на лицевой стороне акции. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций АО должная быть одинаковой и обеспечивать всем держателям равный объем прав.
Эмиссионная стоимость акции – это цена, по которой ее приобретает первый держатель. Превышение эмиссионной цены над номинальной стоимостью называется эмиссионной выручкой. Она не может быть использована на цели потребления и должна быть присоединена к собственному капиталу АО.
Рыночная цена (курс акции) – это цена, по которой она продается и покупается на вторичном рынке. Рыночная оценка применяется в следующих случаях:
- при поглощении и слиянии АО;
- при покупке голосующего пакета акций;
- при выдаче кредита под обеспечение акций;
- при преобразовании открытого АО в закрытое АО;
- при разделении и выделении АО;
- при ликвидации АО.
Курс акции = Дивиденд (руб.) х 100%
ссудный процент (%)
Формулы доходности акций:
Доходность дивидендная = Дивиденды выплаченные/Рыночная цена акции х 100%
|
|
Доходность дивидендная перспективная = Прогнозируемые дивиденды: рыночная цена х 100%
Доход на акцию (EPS) = (Прибыль – Налоги – все процентные выплаты – Дивиденды по привилегированным акциям)/Количество обыкновенных акций в обращении
Отношение цены к доходу на акцию (Р/Е) = Рыночная цена акции/Доход на акцию
Стоимость чистых активов = (Активы – Все долги и издержки)/Количество обыкновенных акций в обращении
Коэффициент b - это мера эластичности процентного изменения цены акции по отношению к одновременному изменению индекса рынка.
Факторы, влияющие на доходность акций:
1) Размер дивидендных выплат;
2) Колебания рыночных цен;
3) Уровень инфляции;
4) Налоговый климат.
Категории акции с точки зрения доходности
Ø «Гвоздь программы» – это акции, обладающие высокой ликвидностью, позволяющие получить доход, даже от небольшого колебания цен.
Ø «Премиальные»– это акции, являющиеся лидерами, по росту курсовой стоимости.
Ø «Обаятельные» – это акции молодых компаний, активно повышающихся в цене.
Ø «Центровые» - это лидеры, группы акций, оказывающие влияние на всю группу.
Ø «Голубые фишки» – это акции крупных компаний, имеющих стабильное положение на рынке.
Ø «Акции второго эшелона» – принадлежат крупным, но достаточно молодым компаниям. Они обладают свойствами
Ø «Оборонительные»- это акции крупных компаний с высокими инвестиционными качествами, которые не позволяют снижаться курсовой стоимости, даже при падающем рынке.
Ø «Циклические» - это группа акций, доходность по которым меняется синхронно деловой активности.
|
|
Ø «Спящие» - это акции не активные, не имеющие своей доли на рынке, но обладающие большим потенциалом роста.
Ø «Дутые» - это переоцененные акции с искусственно вздутой курсовой стоимостью.
Ø Неликвидные акции.
Облигация – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Таким образом, облигация — это долговое свидетельство, которое
непременно включает два главных элемента:
Ø обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, указанную на титуле (лицевой стороне) облигации;
Ø обязательство эмитента выплачивать держателю облигации фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
Принципиальная разница между акциями и облигациями заключается в следующем. Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся. Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущественных прав их владельцев: в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и лишь затем дивиденды; при делении имущества компании-эмитента в случае ее ликвидации акционеры могут рассчитывать лишь на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигационным займам. Если акции, являясь титулом собственности, предоставляют их владельцам право на участие в управлении компанией-эмитентом, то облигации, будучи инструментом займа, такого права не дают.
Облигации выступают главным инструментом мобилизации средств правительствами, различными государственными органами и муниципалитетами. К организации и размещению облигационных займов прибегают и компании, когда у них возникает потребность в дополнительных финансовых средствах.
Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Однако облигационные займы компаний следует рассматривать как дополнение к заемным средствам, получаемым в виде банковских кредитов. Поскольку облигационный заем выражает отношения по поводу возвратного движения ссуженной стоимости, то он по своей сути и назначению схож с банковской ссудой. В этой связи следует заметить, что право на эмиссию облигаций может быть предоставлено только таким компаниям, которые отвечают требованию кредитоспособности.