Принципы разработки инвестиционной стратегии

Инвестиционная деятельность компании – это довольно продолжительный процесс и поэтому он должен осуществляться с учетом определенной перспективы.

Формирование направлений инвестиционной деятельности с учетом перспективы и представляет собой процесс разработки инвестиционной стратеги. Инвестиционная стратегия – это формирование системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Процесс стратегического управления инвестиционной деятельностью компании, то есть разработки ее инвестиционной стратегии получает свою дальнейшую конкретизацию в процессе тактического определения этой деятельности, путем формирования инвестиционного портфеля компании.

Формирование инвестиционного портфеля является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемом в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей компании. В свою очередь процесс тактического управления инвестиционной деятельностью получает наиболее детальное завершение в оперативном управлении, реализации отдельных инвестиционных программ и проектов. Следовательно, разработка инвестиционной стратегии является только первым этапом процесса управления инвестиционной компанией.

Схема взаимосвязи отдельных этапов процесса управления инвестиционной деятельностью компании

Периоды разработки

Как следует из схемы разработка инвестиционной стратегии компании, хотя и ориентирована на долгосрочные цели (ИС-3), включает отдельные средние (ИС-2) и краткосрочные (ИС-1) элементы, которые в последствии ведут к выработке конкретных управленческих решений при формировании инвестиционного портфеля и реализации инвестиционных программ и проектов.

Формирование инвестиционного портфеля ориентировалось на направления инвестиционной стратегии (ИС-3) и реализация стратегии заданная среднесрочной стратегией (ИС-2) определяют состав основных инвестиционных проектов в рамках отдельных инвестиционных программ (ИП-2) одновременно прорабатываются сроки и объем реализации отдельных инвестиционных программ и проектов, включая и задачи их реализации в краткосрочном периоде (ИП-1). Оперативное управление реализации инвестиционных программ и проектов (ОУ-1) ориентировалось на сформированный компанией инвестиционный портфель (ИП-2) и задачи реализации портфеля в текущем периоде (ИП-1) предусматривают разработку мероприятий по выполнению инвестиционных программ в разрезе отдельных проектов, а в необходимых случаях и подготовку решений о «выходе» из отдельных программ и проектов.

Формирование инвестиционной стратегии компании – это сложный творческий процесс по следующим причинам:

-оно базируется на прогнозировании инвестиционного климата конъюнктуры инвестиционного рынка, как в целом так и в разрезе отдельных его сегментов.

-необходим обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений соответствующих имиджу компании и задачам ее развития.

-стратегия не является неизменной, а требует периодический корректировки с учетом меняющихся внешних условий и новых возможностей роста компаний.

Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития компании.

В процесс формирования инвестиционной стратегии входят следующие этапы:

1 определение периода формирования инвестиционной стратегии;

2 формирование стратегических целей инвестиционной деятельности;

3 разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности;

4 – разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности;

5 – разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов;

6 – конкретизация инвестиционной стратегии по периодам реализации;

7 – оценка разработанной инвестиционной стратегии.

Период формирования инвестиционной стратегии зависит:

*от предсказуемости развития экономики в целом и инвестиционного рынка в частности;

*от продолжительности периода принятого для формирования общей экономической стратегии компании;

*от отраслевой принадлежности компании. (Наибольший период характерен для разработки инвестиционной стратегии институциональных инвесторов; 5-10 лет – характерен для компаний в сфере производства средств производства и добывающих отраслей; 3-5 лет – для компаний предоставляющих услуги населению и выпускающих потребительские товары и розничной торговли.);

*размер компании.

Формирование стратегических целей исходит прежде всего из системы целей общей стратегии экономического развития компании.

Цели могут быть:

-обеспечение прироста капитала;

-рост уровня прибыльности инвестиций и сумм дохода от инвестиционной деятельности;

-изменение пропорций в формах реального и финансового инвестирования;

-изменение технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений;

-изменение отраслевой и региональной направленности инвестиционных программ.

Формирование стратегических целей должно увязываться со стадиями жизненного цикла и целями хозяйственной деятельности компании.

Пути реализации стратегических целей осуществляются по двум направлениям: 1 разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности; 2 разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов.

Конкретизация инвестиционной стратегии по периодам ее реализации – это установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и задач. В процессе конкретизации обеспечивается внешняя и внутренняя синхронизация во времени. Внешняя синхронизация – это согласование во времени реализации инвестиционной стратегии с общей стратегией экономического развития компании, а также с прогнозными изменениями конъюнктуры инвестиционного рынка.

Внутренняя синхронизация – это согласование во времени реализации отдельных направлений инвестирования между собой, а также с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов.

Оценка разработанной инвестиционной стратегии осуществляется на основе следующих критериев:

1 согласованность инвестиционной стратегии компании с общей стратегией ее экономического развития.

2 внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегии – это оценка согласованности отдельных стратегических целей и направлений инвестиционной деятельности и последовательности их выполнения.

3 согласованность инвестиционной стратегии с внешней средой, то есть соответствие прогнозным изменениям экономического развития инвестиционного климата страны и конъюнктуры инвестиционного рынка.

4 реализованность инвестиционной стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала, соответствие кадровым, финансовым ресурсам, технической оснащенности компании. Оцениваются возможности привлечения для реализации разработанной стратегии требуемых финансовых, технологических, сырьевых, энергетических и других ресурсов.

5 приемлемость уровня риска – это оценка уровня основных инвестиционных рисков и их возможных финансовых последствий для компании.

6 результативность инвестиционной стратегии – это определение экономической эффективности реализации стратегии; – это оценка внеэкономических результатов, таких как рост имиджа компании, улучшение условий труда сотрудников, улучшение обслуживания клиентов и т.д.

Таким образом разработка инвестиционной стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения связанные с развитием компании в условиях изменения внешних и внутренних факторов определяющих это развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: