Инвестиционная деятельность компании – это довольно продолжительный процесс и поэтому он должен осуществляться с учетом определенной перспективы.
Формирование направлений инвестиционной деятельности с учетом перспективы и представляет собой процесс разработки инвестиционной стратеги. Инвестиционная стратегия – это формирование системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.
Процесс стратегического управления инвестиционной деятельностью компании, то есть разработки ее инвестиционной стратегии получает свою дальнейшую конкретизацию в процессе тактического определения этой деятельности, путем формирования инвестиционного портфеля компании.
Формирование инвестиционного портфеля является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемом в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей компании. В свою очередь процесс тактического управления инвестиционной деятельностью получает наиболее детальное завершение в оперативном управлении, реализации отдельных инвестиционных программ и проектов. Следовательно, разработка инвестиционной стратегии является только первым этапом процесса управления инвестиционной компанией.
|
|
Схема взаимосвязи отдельных этапов процесса управления инвестиционной деятельностью компании
|
Как следует из схемы разработка инвестиционной стратегии компании, хотя и ориентирована на долгосрочные цели (ИС-3), включает отдельные средние (ИС-2) и краткосрочные (ИС-1) элементы, которые в последствии ведут к выработке конкретных управленческих решений при формировании инвестиционного портфеля и реализации инвестиционных программ и проектов.
Формирование инвестиционного портфеля ориентировалось на направления инвестиционной стратегии (ИС-3) и реализация стратегии заданная среднесрочной стратегией (ИС-2) определяют состав основных инвестиционных проектов в рамках отдельных инвестиционных программ (ИП-2) одновременно прорабатываются сроки и объем реализации отдельных инвестиционных программ и проектов, включая и задачи их реализации в краткосрочном периоде (ИП-1). Оперативное управление реализации инвестиционных программ и проектов (ОУ-1) ориентировалось на сформированный компанией инвестиционный портфель (ИП-2) и задачи реализации портфеля в текущем периоде (ИП-1) предусматривают разработку мероприятий по выполнению инвестиционных программ в разрезе отдельных проектов, а в необходимых случаях и подготовку решений о «выходе» из отдельных программ и проектов.
|
|
Формирование инвестиционной стратегии компании – это сложный творческий процесс по следующим причинам:
-оно базируется на прогнозировании инвестиционного климата конъюнктуры инвестиционного рынка, как в целом так и в разрезе отдельных его сегментов.
-необходим обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений соответствующих имиджу компании и задачам ее развития.
-стратегия не является неизменной, а требует периодический корректировки с учетом меняющихся внешних условий и новых возможностей роста компаний.
Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития компании.
В процесс формирования инвестиционной стратегии входят следующие этапы:
1 определение периода формирования инвестиционной стратегии;
2 формирование стратегических целей инвестиционной деятельности;
3 разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности;
4 – разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности;
5 – разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов;
6 – конкретизация инвестиционной стратегии по периодам реализации;
7 – оценка разработанной инвестиционной стратегии.
Период формирования инвестиционной стратегии зависит:
*от предсказуемости развития экономики в целом и инвестиционного рынка в частности;
*от продолжительности периода принятого для формирования общей экономической стратегии компании;
*от отраслевой принадлежности компании. (Наибольший период характерен для разработки инвестиционной стратегии институциональных инвесторов; 5-10 лет – характерен для компаний в сфере производства средств производства и добывающих отраслей; 3-5 лет – для компаний предоставляющих услуги населению и выпускающих потребительские товары и розничной торговли.);
*размер компании.
Формирование стратегических целей исходит прежде всего из системы целей общей стратегии экономического развития компании.
Цели могут быть:
-обеспечение прироста капитала;
-рост уровня прибыльности инвестиций и сумм дохода от инвестиционной деятельности;
-изменение пропорций в формах реального и финансового инвестирования;
-изменение технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений;
-изменение отраслевой и региональной направленности инвестиционных программ.
Формирование стратегических целей должно увязываться со стадиями жизненного цикла и целями хозяйственной деятельности компании.
Пути реализации стратегических целей осуществляются по двум направлениям: 1 разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности; 2 разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов.
Конкретизация инвестиционной стратегии по периодам ее реализации – это установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и задач. В процессе конкретизации обеспечивается внешняя и внутренняя синхронизация во времени. Внешняя синхронизация – это согласование во времени реализации инвестиционной стратегии с общей стратегией экономического развития компании, а также с прогнозными изменениями конъюнктуры инвестиционного рынка.
Внутренняя синхронизация – это согласование во времени реализации отдельных направлений инвестирования между собой, а также с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов.
Оценка разработанной инвестиционной стратегии осуществляется на основе следующих критериев:
1 согласованность инвестиционной стратегии компании с общей стратегией ее экономического развития.
2 внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегии – это оценка согласованности отдельных стратегических целей и направлений инвестиционной деятельности и последовательности их выполнения.
|
|
3 согласованность инвестиционной стратегии с внешней средой, то есть соответствие прогнозным изменениям экономического развития инвестиционного климата страны и конъюнктуры инвестиционного рынка.
4 реализованность инвестиционной стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала, соответствие кадровым, финансовым ресурсам, технической оснащенности компании. Оцениваются возможности привлечения для реализации разработанной стратегии требуемых финансовых, технологических, сырьевых, энергетических и других ресурсов.
5 приемлемость уровня риска – это оценка уровня основных инвестиционных рисков и их возможных финансовых последствий для компании.
6 результативность инвестиционной стратегии – это определение экономической эффективности реализации стратегии; – это оценка внеэкономических результатов, таких как рост имиджа компании, улучшение условий труда сотрудников, улучшение обслуживания клиентов и т.д.
Таким образом разработка инвестиционной стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения связанные с развитием компании в условиях изменения внешних и внутренних факторов определяющих это развитие.