Кредитный анализ

Предприятие должно определить, кто может, а кто не может воспользоваться кредитом. Под кредитным анализом подразумевается комплекс мер по принятию решения о выделении кредита отдельному клиенту. Он обычно имеет две стадии: сбор соответствующей информации и оценка кредитоспособности.

Собрав необходимую информацию о кредитоспособности заявителя, фирма должна провести ее анализ. На практике эти два этапа тесно взаимосвязаны друг с другом. Если на основе первоначальной кредитной информации крупная сделка выглядит относительно рискованной, специалист по вопросам кредитования, по всей вероятности, захочет продолжить исследование потенциального клиента. Предполагается, что ожидаемая выгода от получения дополнительной информации должна превышать расходы, связанные с ее приобретением. Далее, имея на руках финансовую отчетность претендента, аналитику следует провести анализ с использованием финансовых коэффициентов. В первую очередь любого аналитика должны заинтересовать показатели ликвидности потенциального клиента и его способность вовремя оплачивать счета.

Следовательно, наиболее интересными для него будут такие показатели как:

- коэффициент мгновенной ликвидности,

- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и товар запасов,

- средний период оплаты платежей и коэффициент отношения заемного капитала к собственному капиталу.

Кроме анализа финансовой отчетности, аналитик по вопросам кредитования обязательно исследует общий характер интересующей его компании, качество ее управления, финансовое состояние фирмы и другие важные аспекты. Затем он обычно пытается определить степень способности претендента на кредит обслуживать этот кредит, а также оценивает вероятность того, что данный покупатель не будет вовремя погашать задолженности либо вообще может стать причиной потерь по безнадежным долгам. На основе всей этой информации, в совокупности со сведениями о доле прибыли в цене подлежащей реализации единицы продукции (или услуги), принимается решение о предоставлении кредита либо об отказе от него.

Последовательность процесса исследования. Объем собираемой информации должен определяться с учетом ожидаемого экономического эффекта отданного заказа на продукцию и затрат на исследование потенциального клиента. Более детальный анализ следует проводить только в тех случаях, если существует более или менее твердая уверенность в том, что он приведет к изменению решения о предоставлении кредита, принятого на предыдущей стадии расследования. Так, например, если отчет, предоставленный корпорацией D&B, дает остро негативную оценку заявителя, банковская проверка или общение с его прежними и нынешними поставщиками вряд ли смогут изменить решение об отказе в предоставлении ему кредита. Таким образом, в подобной ситуации деятельность, связанная с дальнейшим исследованием, вряд ли будет иметь смысл. Следует помнить, что каждая дополнительная стадия расследования требует определенных расходов, которые будут оправданными только в том случае, если полученная на данном этапе информация сможет изменить решение, принятое на предыдущей стадии.

На первом этапепроводится простая проверка, выявляющая, не имеет ли ваша фирма опыта продаж товаров в кредит заявителю в прошлом, и если да, то был ли этот опыт удовлетворительным. Вторая стадиязаключается в запросе отчета корпорации D&B о фирме-претенденте и его оценке. На третьем, заключительном, этапе можно запросить сведения о потенциальном клиенте в обслуживающем его банке и у его нынешних кредиторов, а также провести анализ его финансовой отчетности. Следует помнить, что каждая последующая стадия увеличивает стоимость расследования.

Ожидаемая выгода от принятия заказа будет зависеть от суммы данного заказа, а также от уровня альтернативных издержек вследствие отказа от него. Вместо того чтобы проходить все три описанные выше стадии исследования независимо от размера заказа и прошлого опыта работы с фирмой-клиентом, следует выполнять анализ поэтапно и переходить на последующую стадию только в том случае, если ожидаемая чистая выгода от обладания дополнительной информацией превышает затраты на ее приобретение.

Если прошлый опыт работы с фирмой-претендентом был положительным, дальнейшее расследование, по всей вероятности, уже будет нецелесообразным. В общем, существует прямая зависимость: чем больший риск связан с предоставлением кредита заявителю, тем сильнее стремление потенциального кредитора получить как можно больше информации о нем.

Таким образом, соизмеряя затраты на получение информации с вероятной выгодой от принятия заказа, а также с данными, полученными на каждой последующей стадии исследования, аналитик должен вдаваться во все более тонкие детали только в том случае, когда это действительно выгодно для его фирмы.

* Для клиентов, с которыми компания уже имела дело, аналитик только получает сведения из справочника D&B.

** Иными словами, кредитование клиента замещается банковским кредитом.

Рис 22. Последовательный процесс исследования: кому следует продавать товары в кредит


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: