Методы ценообразования, применяемые фирмой на рынке.
Стратегические и тактические аспекты ценовой политики фирмы.
Тема 6. Ценовая политика организации в условиях рынка.
В условиях рынка преобладает децентрализованное ценообразование. Цены формируются на основе спроса и предложения. Основным регулятором цен является рынок, утверждение цен отсутствует. Базой для формирования цен становятся мировые цены.
Формирование цен осуществляется на уровне предприятия, фирмы- изготовителя, а согласование их с заказчиком осуществляется в момент заключения с ним прямого договора или в момент акта купли- продажи.
Ценовая политика предприятия может быть определена как деятельность его руководителей по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары. При этом важная роль принадлежит службе маркетинга. Организация работы предприятия с ориентацией на рыночный спрос называется маркетингом.
Маркетинг включает в себя анализ рынка сбыта, выявление и определение потребностей покупателей; организацию производства продукции в необходимом ассортименте; организацию рекламы и сбыта продукции; регулирование цен.
|
|
Ценовая политика предприятия сочетает в себе стратегические и тактические аспекты.
Ценовая стратегия предприятия включает основные этапы:
1-й этап: сбор информации (о товаре, конкурентах, рынке, аналогичном товаре и т.д.). Оценка затрат (издержек производства и сбыта). Определение потенциальных покупателей (или сегментов рынка). Определение потенциальных конкурентов;
2-й этап: проведение стратегического анализа. Он предполагает осуществление финансового анализа, проведение сегментного анализа рынка, оценка влияния степени государственного регулирования, анализ конкуренции;
3-й этап: выработка конкретной ценовой стратегии.
Стратегические аспекты ценовой политики содержат в себе договорные мероприятия по установлению и изменению цен. Они направлены на регулирование деятельности фирмы и поддержание конкурентоспособности производимых товаров в соответствии с целями и задачами общей стратегии фирмы.
Тактические аспекты ценовой политики включают в себя мероприятия краткосрочного или разового характера. Они направлены на устранение деформации в деятельности производственных подразделений, возникающих вследствие изменения цен на рынке, ошибок управленческого персонала и могут иногда идти вразрез со стратегическими целями фирмы.
Проведение фирмой правильной ценовой политики при переходе к рынку предполагает трехуровневый экономический анализ – на уровне экономики в целом, на уровне отрасли и на уровне предприятия, фирмы. Такой анализ дает возможность руководителям предприятия (фирмы) правильно ориентироваться в рыночной конъюнктуре. Для успешного проведения политики цен нужно изучать и знать принципы ценообразования, налогообложения, порядок отнесения затрат на себестоимость, принципы распределения прибыли. Обязательными являются знание уровней цен и ценовой ситуации на рынке, кроме того, большое воздействие на цены оказывают место реализации товара, различие хозяйственных связей.
|
|
Для правильного прогнозирования цен на свою продукцию необходимо изучение динамики цен на сырье, материалы и комплектующие изделия.
На отраслевом уровне осуществляется детальный прогноз возможных рынков сбыта товара, устанавливаются предполагаемые покупатели и конкуренты, определяются допустимые для предприятия цены товара для конкретных покупателей.
На уровне предприятия решаются вопросы о ценах на продукцию, анализ издержек, прогнозирование цен на товары, изучение спроса, анализ цен внешней торговли и др.