Номинальный и реальный ВВП

Основные показатели отражают результаты экономической деятельности за год и выражены в ценах данного и потэтому являются номинальными. В экономической деятельности различают номинальные и реальные показатели. Номинальный ВВП рассчитывается в текущих ценах данного года. На величну номинального ВВП влияет 2 фактора: изменение реального объема производства и уровня цен.. чтобы измерить реальный ВВП необходимо очистить номинальный ВВП от воздействия на него уровня цен. Реальный ВВП измеряется в сопоставимых ценных базового года

ВВПреал=номинальный ВВП\ общий уровень цен

Общий уровень цен – агрегированный показатель, рассчитываемый как индекс цен

ВВПном=

Индекс потребительских цен, индекс цен производителей, дефлятор, индекс-фишер (I фишер)

ИПЦ рассчитвается на основе стоимости рыночной потребительской корзины

ИЦП как стоимость товаров производственного назначения

ИПЦ подсчитывается = индексы свисаний (объемами базового года). Этот индекс называется Ласпейреса

Дефлятор ВВП (индекс Пааше) = (ном ВВП\ реал ВВП)*100%

Индекс потребительских цен и дефлятор ВВП численно не совпадают. В этом случае для расчета темпа роста уровня цен (уровня инфляции) иногда сипользуется идеальный индекс фишера

5 лекция

25 февраля 2012

Совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос и совокупное предложение.
1. Кривая совокупного спроса
2. Неценовые факторы
3. Совокупное предложение классической и кейнсианской модели
4. Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периоде

1.Основными понятиями в макроэкономике выступают совокупный спрос и совокупное предложение, а основной базой макроэкономической модели AD и AS. Эта модель позволяет:
1) выяснить условия макроэкономического равновесия;
2) определить величину равновесного объема выпуска и равновесного объема цен;
3)объяснить колебания объема выпуска и уровня цен в экономике;
4) показать причины и последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения;
5) описать последствия экономической политики государства.
Совокупный спрос представляет собой сумму спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги.
Компонентами совокупного спроса выступают:
1) спрос домашних хозяйств – это потребительский спрос;
2) спрос фирм – инвестиционный спрос;
3)спрос со стороны государства – государственные закупки товаров и услуг;
4) спрос иностранного сектора.

AD=C (домохозяйства) +I (фирмы) +G (государство) +Xn (чистый экспорт)

Величина совокупного спроса представляет собой то количество товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом уровне цен.

Дефлятор

P AD

P1 A

P2 B

0 Y1 Y2 Y(реальн ВВП)

Кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием или рыноч. кривых спроса. Отрицательный наклон кривой совокупного спроса не может быть объяснен эффектом замещения и эффектом дохода. Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется следующими эффектами:
1) эффектом реального богатства или эффектом реального запаса(эффект Пигу)
Под реальным богатством понимают отношение номинального финансового богатства, выраженного в денежной форме к общему уровню цен.
Реальн. бог. =м/р
Реальное богатство представляет собой реальную покупательную способность накопленного финансового богатства человека, который включает наличные деньги(неденеж. финан. активы) и ценные бумаги(неденежные финансовые активы с фиксированной стоимостью (акции и облигации).
Эффект Пигу может быть представлен в виде логической цепочки:
P ->м/р ->C(дом.хоз) ->AD

2) эффектом процентной ставки (эффект Кейнса): если уровень цен повышается, возрастает номинальный спрос на наличные деньги, так как людям требуется больше денег для покупки. Люди снимают деньги с банковских счетов при неизменной величине предложения денег. Возможность банков по выдаче кредита сокращается. Кредитные ресурсы становятся дорогие. Растет цена кредита, то есть ставка процента. Это ведет к сокращению инвестиционного спроса, следовательно величина совокупного спроса уменьшается.
P ->R(спрос на деньги) ->I ->AD
3) эффектом импортных закупок или чистого экспорта(эффект Манделла Флешинга): если уровень цен в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев, поэтому экспорт сокращается. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому импорт увеличивается в результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то совокупный спрос снижается.
Таким образом, зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно кривая AD должна иметь отрицательный наклон.
P ->E ->]m ->Xn ->AD
Цены показывают воздействие ценовых факторов(изменение общего уровня цен), которые при прочих равных условиях неизменно неценовых факторов влияют на величину совокупного спроса и обусловливает движение вдоль кривой AD.
К неценовыми факторами изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов.
1) уровень благосостояния/величина богатства
2)уровень текущего дохода
3)ожидания потребителей
а)ожидания изменения доходов в будущем
б)изменение уровня цен
4)налоги
5)трансферты
6)уровень задолжности домохозяйств
7)ставка процента по потребительскому кредиту

Факторы, воздейств. совокупные инвестиционные доходы:
1)ожидания инвесторов(ожидаемая норма прибыли);
2)ставка процента;
3)величина дохода(часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, чем выше уровень дохода, тем больше совокупный инвестиционный расход. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода называются индукцированными инвестициями);
4) налоги;
5) трансферты (в виде субсидий, субвенций – вид делик. помощи местным бюджетам со стороны государственного бюджета), льготного кредита;
7)избыточные производственные мощности;
8)величина запаса капитала фирмы.
Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции.
Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос и сдвигает вправо кривую.

Факторы, воздействующие на чистый экспорт:
1)величина ВВП и НД в других странах. Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны, следовательно, к увеличению ее экспорта, что увеличивает совокупный спрос;
2)величина ВВП и НД в данной стране(если ВВП и НД в стране увеличивается, то ее экономические агенты увеличивают спрос на товары и услуги иностранного сектора, что ведет к росту импорта, к сокращению чистого экспорта, следовательно, ведет к сокращению совокупного спроса в данной стране);
3) валютный курс национальной денежной единицы (чем выше национальный курс национальной денежной единицы, тем меньше чистый экспорт и совокупный спрос;
4) масса денег в обращении(рост предложения денег в экономике снижает ставку процента – цену денег, денежные кредиты более дешевые, что увеличивает потребительские и инвестиционные расходы и совокупный спрос);
5)скорости обращения денег.
3. Совокупное предложение классической и кейнсианской модели.
Потребление и сбережение в масштабе национальной экономики.
- совместное и индивидуальное использование населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Сбережения являются возрастающей функцией от реальной процентной ставки.
Потребление – убывающая функция от реальной процентной ставки.
Главным фактором, определяющим потребность является текущий доход домохозяйств.
Влияют на потребление:
1) доход;
2)уровень цен;
3)имущественные потребности;
4) реальная ставка процента;
5) уровень налогообложения;
6)склонность к потреблению и ожидаемые потребности относительно будущего изменения уровня цен.
Средняя склонность к сбережению это отношение общего объема сбережений к располагаемому доходу.
Syv=S/Yv=-C0+Syv
Средняя склонность к потреблению: Cyv=C/Yv=C0/Yv+Cyv
Функция потребления
С(расходы на потребление)

D3 F В точке А потребительский уровень и
уровень располагаемого дохода совпадают.

A D2 C=C(Yv)

C0 D1

0 Y1v Y(располагаемый доход)

Величина потребления определяется расстоянием от оси абсцисс до кривой потребности.
D1D2 – размеры потребления
D2D3 – размеры сбережения

Функция сбережения

C

R2 S=S(Yv)

0 B R1 Yv

-C0

Функциональное назначение инвестиций

- они сильно зависят от изменения хозяйственной конъюнктуры
3 вида инвестиционных расходов:
1)Инвестиции в основные фонды предприятия – расходы фирм на здания, сооружения, которые приобретаются ими для использования в своей производительности;
2)Инвестиции в запасы – те товары, которые откладываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы;
3)Инвестиции в жилищное строительство.
Факторы, влияющие на инвестиции:
1)Излишек реального объема HD (dY);
2) Реальная ставка процента(r).
I=I(dY,r)
Индуцированные инвестиции – инвестиции,порождаемые устойчивым увеличением спроса на товары и услуги.
Показатель, характеризующий соотношение между приростом капитала и приростом выпуска – акселератор.
In=V*(Y1-Y0)=V*dY
Эти функции являются функциями от изменения HD.
При равномерном приросте HD от периода к периоду объем индуцированных инвестиций постоянен.
Автономные инвестиции – осуществляются при неизменном спросе на блага.
Цель – внедрение новой техники и повышение качества продукции.
Основная часть инвестиций осуществляется за счет заемных средств. Источник их финансирования являются сбережения домохозяйств. Количество инвестиционных товаров, на которые предъявляется спрос, находятся в обратной зависимости от реальной процентной ставки.
Функция инвестиций: связь между изменением объема инвестиций и изменением реальной ставки определяется предельной склонностью предприятий к инвестированию. Она показывает на сколько единиц увеличивается (уменьшается) объем инвестиций при снижении процента ставки на единицу. Ir=dI/dr

r

I0=I(e)

Ia


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: