Французская модель

Особенность экономической модели Франции — высокая доля государственного сектора, сформированного в результате трое­кратной (1936, 1945, 1982 гг.) национализации. Даже после реа­лизации двух масштабных программ приватизации (1986—1988 и 1993—1997 гг.), проводившихся правыми правительствами, доля государства в ВВП остается одной из наиболее высоких.

После победы на президентских выборах 1995 г. Жак Ширак начал проводить политику ослабления хозяйственной деятельно­сти государства. Однако проведение правительством реконструк­ции и оздоровления государственных предприятий только усилило позиции государства в экономике.

В 1997 г. изменилась концепция приватизации: произошел от­каз от универсальных для всех компаний моделей разгосударств­ления; государство взяло на себя реструктуризацию приватизиру­емого предприятия, его подготовку к выходу на рынок акционер­ного капитала; сохраняется высокая степень контроля государства над приватизированными объектами.

Государственные предприятия Франции традиционно разде­ляются на две группы: административные учреждения и акцио­нерные компании. Статус административного учреждения (государственного предприятия общественной службы) содержит отдельные элементы административного права, хотя в целом де­ятельность этих учреждений регулируется нормами коммерческого права.

Таковыми являются предприятия, выполняющие функции обще­ственной службы и, как правило, являющиеся монополиями: в от­расли транспорта — Национальное общество французских железных дорог, Автономная компания парижского транспорта, Эр Франс; в отрасли энергетики — Электрисите де Франс, Гас де Франс, Наци­ональная компания Роны, Генеральная компания ядерных веществ; в области связи — Генеральная дирекция почты и связи.

Государственное предприятие может быть также юридическим лицом частного права и иметь статус акционерной компании (про­мышленные предприятия коммерческого сектора, крупные банки и др.). В этом случае большая часть капитала компании должна при­надлежать либо государству, либо другому государственному пред­приятию. Государственными считаются также предприятия, в прав­лениях которых государство имеет большинство голосов, не обладая при этом большинством в капитале, что позволяет ему контролиро­вать управление. Правительство, местные власти в ряде районов стра­ны предоставляют компаниям значительные средства из специаль­ных фондов финансирования программ профессионального обуче­ния и подготовки кадров. Важной целью структурной политики стало содействие внедрению на малых и средних предприятиях новейших научных и технологических разработок.

Основная роль в осуществлении этого курса принадлежит Наци­ональному агентству по внедрению изобретений «АНВАР». Оно было организовано в 1970 г. с целью популяризации и распространения технологических разработок в области промышленного производства и сначала выполняло лишь функции обычной консалтинговой и по­среднической фирмы при правительстве и министерстве исследова­ний и технологии.

Франция отличается от других стран ЕС тщательной проработ­кой страхования рисков, связанных с предварительным изучени­ем рынка, изменением курсов иностранных валют, организацией за границей ярмарок, выставок, складов, зарубежных инвестиций, непредвиденным повышением цен в период изготовления экспорт­ной продукции.

Социальная политика позитивно решается за счет наличия во Франции отличных от общепринятой западной практики критери­ев градации кредитов по срокам: ссуды от двух до четырех лет счи­таются среднесрочными, а свыше четырех лет — долгосрочными.

В рамках предупреждения потребительских рисков во Франции ' действуют жесткие санитарные требования к ввозимым раститель­ным и животным продуктам, медикаментам, отдельным продуктам химической промышленности. Для сдерживания импорта сельско­хозяйственных товаров во Франции наряду с таможенными сбора­ми используется система компенсационных сборов, которые пред­ставляют собой разницу между высокой, как правило, ценой сооб­щества на конкретный вид сельхозпродукции и ее мировой ценой. Единые цены устанавливаются Комиссией ЕС и ежегодно пересмат­риваются. Разница между едиными и мировыми ценами может ко­лебаться в зависимости от товара от полутора до пяти раз.

Пример Франции демонстрирует высокую степень политичес­кого воздействия на реализацию отдельных элементов политики дерегулирования (например, приватизации), непосредственно свя­занных с циклической сменой правящих коалиций левых и пра­вых сил. Большую долю социальной ответственности при прове­дении реструктурирования принимает на себя деловая среда Фран­ции. Процедуру высвобождения рабочей силы здесь жестко регулирует закон о коллективных увольнениях.

Суть этого документа — оказание помощи служащим в поиске но­вых рабочих мест. О сокращении работодатель обязан проинформиро­вать как представителей трудового коллектива и профсоюзов, так и орга­ны власти и государственного управления, обсудив в ходе переговоров и консультаций социальные вопросы. Если компания вступила в ста­дию банкротства, то процедура увольнения, как правило, упрощена.

Общим принципом является сведение увольнений к миниму­му за счет сокращения рабочей недели, выплат компенсаций ра­ботникам в связи с переездом на новое место жительства, профес­сиональной переподготовки, финансового стимулирования до­срочного выхода на пенсию, займов по льготным процентным ставкам для желающих открыть собственное дело. Средняя сто­имость увольнения работника во Франции составляет около 40 тыс. долл. Правительство оплачивает от 20 до 80% стоимости про­цедуры увольнения, а компания покрывает остальные расходы.

При этом правительство оплачивает расходы по переподготовке (до 100%), зарплату служащим, проходящим профподготовку (до 70%), расходы при реформировании предприятия (до 50%), а так­же транспортные расходы. Кроме того, правительство оказывает по­мощь, сокращая размер налогов, взимаемых с фонда оплаты труда.

Итак, экономическая политика Франции ориентирована на долгосрочную конкурентоспособность, гарантированность занятости населения при ведущей роли государства, особенно государ­ственных предприятий, в реструктурировании. Оно инвестирует автоматизацию производственных процессов и, допуская суще­ственные издержки, сохраняет высокий размер минимальной за­работной платы. Несмотря на возрастание экономической напря­женности, по мнению экспертов международной организации труда (МОТ), французская модель экономики нацелена на реше­ние двуединой задачи: поддержание мировой конкурентоспособ­ности и проведение в жизнь политики социальной ответственно­сти, что в итоге приводит к общественному согласию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: