Становление машинной индустрии в Германии. Экономическая отсталость до середины XIX века.
Создание капиталистической машинной индустрии в Германии произошло лишь во второй половине XIX в. Основная причина значительного отставания Германии заключалась в более длительном, чем в других странах Западной Европы, господстве феодализма и отсутствии единого государства. Внутри страны, раздробленной на ряд независимых больших и малых государств, существовали таможенные и валютные барьеры. Первое таможенное объединение ряда германских государств было достигнуто только в 30-х годах XIX в., а окончательное политическое объединение страны — лишь в 1871 г., с образованием Германской империи.
Переход от феодального к буржуазному общественному строю в Германии проходил значительно медленнее, чем в Англии и Франции. Государственные реформы не ликвидировали ни феодальную монархию, ни землевладение феодального дворянства (юнкеров), которое лишь несколько поделилось своей властью с немецкой буржуазией.
|
|
Германия, не имевшая мощных удобных портов, фактически была изолирована от морских торговых путей. Находясь в центре Европы, она в первой половине XIX в., как аграрная страна, фактически играла роль крупного придатка промышленных капиталистических стран — Англии, Голландии и даже Франции. Вывозя в западные страны сельскохозяйственное сырье и лес, немецкие купцы ввозили в Германию дешевые иностранные промышленные товары. Немецкая мануфактура, зародившаяся только в конце XVIII в., была весьма слаба, подавляющее большинство промышленных изделий производили ремесленные цехи, влачившие жалкое существование, но в то же время препятствовавшие рационализации производства. В середине XIX в. численность промышленных рабочих (1,5 млн.) уступала численности ремесленников (2 млн.).
Внедрение первых паровых двигателей в немецкой промышленности началось лишь в 30—40-х гг. XIX в., но о промышленном перевороте еще не могло быть и речи. Так, на всех предприятиях земли Силезии в 1837 г. работало 8 паровых двигателей общей мощностью 158 л. с., а на хлопчатобумажных фабриках английского графства Ланкашир — 714 паровых машин общей мощностью 20 тыс. л. с.
Индустриализация Германии развернулась по-настоящему только в 60-х гг. XIX в. Но запоздавший промышленный переворот был очень бурным. За 60-е гг. общая мощность паровых двигателей возросла почти в 3 раза; по этому показателю Германия обогнала Францию, но уступала Англии. В более поздней индустриализации были свои выгоды. В отличие от французской промышленности, которая зависела от поставки английских машин, механизация немецкой индустрии проходила в значительной степени на основе собственного машиностроения. Стали работать крупнейшие по тому времени машиностроительные предприятия, подобные заводу локомобилей Борзига, на котором в 1857 г. трудилось всего 37, а в 1866 г. — уже 1600 рабочих. Германская промышленность развивалась невиданными для XIX в. темпами: прирост промышленной продукции за 40-е гг. составил 13%, за 50-е — более 100, а за 60-е гг. — почти 50. При этом структура немецкой заводской промышленности не стала простым повторением английского аналога. Так, в 1856 г. немецкие специалисты разработали способ получения красителей из каменного угля, что послужило базой для развития анилиновой промышленности, получившей мировой рынок.
|
|
Усиленное развитие тяжелой промышленности серьезно стимулировалось подготовкой вооруженных сил Пруссии, самого сильного немецкого государства, к борьбе за подчинение всей Германии и к войне с Францией. В связи с этим был создан сильнейший в Европе военно-промышленный комплекс, где особую роль играли артиллерийские заводы Крупна (Рейнская область). Еще в середине столетия Германия выплавляла стали (основного военного металла) меньше, чем Франция, а в 1870 г. — в два раза больше Франции и примерно столько же, сколько выплавляла Англия. Важным фактором промышленного развития явился и размах железнодорожного строительства. В течение 1850-1870 гг. инвестиции в железные дороги (соответственно заказына металл, уголь, машины) увеличились с 400 млн. до 4 млрд. марок.
За индустриализацией последовала перестройка немецкой внешней торговли. Только за 50-е гг. объем германского экспорта увеличился более чем в 2,5, а импорта — в 2 раза. В германском экспорте вместо сельскохозяйственных продуктов стали преобладать готовые промышленные товары: металлоизделия, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, готовая одежда, кожевенные товары, сахар и т.д., а в импорте, наоборот, продукты сельского хозяйства и сырье, металлические руды и пр. В 60-х гг. под нажимом юнкеров, которых привлекала возможность беспошлинного экспорта сельхозпродуктов в Англию, Германия пыталась перейти к фритредерству, но завершение индустриализации страны диктовало господство жесткого протекционизма. Во второй половине XIX в. Германия из аграрного придатка индустриальной Англии превратилась в ее конкурента.
«Прусский путь» в сельском хозяйстве.
В Германии освобождение сельского хозяйства страны от феодализма происходило путем постепенных затяжных реформ. В результате земля феодалов осталась в основном за ними, исчезла только крестьянская зависимость. Особенно ярко это проявилось в Пруссии, где к концу 60-х гг. 71% всех хозяйств владели 9% всей обрабатываемой площади, а 29% имели 91% площади.
Прусский путь оказался самым невыгодным для крестьянства, но позволил юнкерам и аграрным предпринимателям организовать крупное сельскохозяйственное производство, одно из самых интенсивных в Европе. Вместо трехполья с принудительным севооборотом были введены травосеяние и плодопеременная система, при которой паровой клин сократился наполовину. Агрохимия поставила немецкое земледелие на научную основу, введя применение искусственных удобрений (недра Германии богаты калийными солями, а немецкая железная руда — фосфором). Последовало весьма широкое применение культиваторов, молотилок, паровых плугов и других механизмов отечественного производства. Так, агрохимия и машины заменили крепостных крестьян. Германия вышла на первое место в мире по сбору картофеля и сахарной свеклы и развитию пищевых промышленных производств — сахара, крахмала и спирта. Продукция пищевой промышленности составляла важнейшую часть германского экспорта.
Сохранив свой экономический потенциал, юнкерство сохранило и свои господствующие позиции в политической системе германской монархии (государственный аппарат, офицерский корпус и т.д.). Немецкий капитализм поэтому носил открыто милитаристский, явно агрессивный характер.
|
|
4.4. Особенности индустриализации США. Колониальное хозяйство.
Территория североамериканского материка стала в XVII в. английской переселенческой колонией. Если кадры колонизаторов Южной Америки состояли, главным образом, из военно-феодальных авантюристов, презиравших труд, то основную массу иммигрантов Северной Америки составляли трудящиеся, бежавшие от произвола властей и религиозных преследований. Колонизация Северной Америки происходила в жестокой кровопролитной борьбе с коренным населением континента — индейцами, которые в конце концов были насильственно лишены своей земли.
Среди североамериканских колоний Англии по типу хозяйства заметны три группы. В южных колониях (Мериленд, Вирд-жиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия), с огромными массивами плодородной земли, образовались крупные плантации (рис, табак, индиго), обслуживаемые трудом негров-рабов, ввозимых из Африки (в конце XVIII в. здесь насчитывалось 900 тыс. рабов). Северные (Нью-Гемпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, известные под общим названием Новой Англии) и центральные (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Делавар, Пенсильвания) колонии, представляли собой ареал свободных фермерских хозяйств. В Северной Америке переселенцы нашли разнообразное промышленное сырье. Прежде всего, это огромные лесные массивы, послужившие сырьевой базой развития лесообработки и судостроения. В конце XVIII в. 1/3 судов английского флота была построена в американских колониях. Значительная часть населения занималась морским рыболовством. Широкое распространение овцеводства дало возможность развивать шерстяные мануфактуры. В конце XVIII в. североамериканские колонии могли уже полностью обойтись собственными шерстяными тканями. Мощные залежи железной руды обусловили развитие металлургии и металлообработки. Уже в середине XVIII в. американский чугун широко ввозился в метрополию. В целом, однако, экономика будущих Соединенных Штатов носила аграрный характер. 90% населения было занято в сельском хозяйстве.
|
|
Своеобразный комплекс сложился в прибрежных районах, где процветало производство спиртных напитков, особенно рома из патоки. Американские купцы вывозили ром в Африку для спаивания негритянских вождей, которые за бесценок продавали им своих подданных. Их увозили в Америку и перепродавали плантаторам. На вырученные деньги снова покупалась в Вест-Индии патока... Так, без порожних рейсов функционировал торговый «треугольник»: патока — ром — рабы.
Естественно, экономическое развитие американских колоний сопровождалось возникновением серьезных противоречий с метрополией. Колонии не устраивала политика Англии, старавшейся превратить их в свой аграрно-сырьевой придаток. Эти противоречия привели к войне, которая закончилась полной победой колоний и возникновением нового государства — Соединенных Штатов Америки. В результате национально-освободительной борьбы американского народа против колониального гнета в стране установился буржуазно-демократический общественный строй.