Полезность - это общее удовлетворение, которое получает потребитель от потребления данного количества блага в определенный промежуток времени

Потребитель - это субъект, обособленно принимающий решение о распределении своего бюджета на покупку потребительских благ.

Теория полезности и анализ потребительских предпочтений

КАРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

Лекция 12

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ И СПРОС:

План:

1. Теория полезности и анализ потребительских предпочтений

2. Количественный анализ полезности (кардиналистский) подход

В микроэкономической теории под термином потребитель понимается хозяйствующий субъект, который принимает обособленные решения о структуре и объеме потребляемых им благ. Учитывая, что в рыночной экономике реализация решения связана с осуществлением определенных затрат, нам следует конкретизировать это понятие, выделив в нем сугубо экономический аспект.

В реальной жизни субъекты, покупающие блага и осуществляющие потребление купленных благ (потребители), часто представлены разными лицами. Однако так как в рамках исследуемой проблемы определяющим моментом является принятие решения о покупке, то в теории потребительского выбора не проводится разграничения между понятиями «покупатель» и «потребитель» и они используются как синонимы. Исходя из такой посылки в качестве потребителей выделяются: 1) домашние хозяйства, которые могут быть представлены как отдельными индивидами, так и семьями, 2) ассоциированные потребители, идентифицирующие себя как группа индивидов, принимающих совместное решение относительно поку­пок, и 3) государство.

Анализируя поведение потребителя, теория исходит из того, что его мотивация основывается на утилитаристской концепции потребления, в соответствии с которой потребление благ приносит потребителю определенную полезность, находящую свое выражение в получаемом потребителем удовольствии. Учитывая, что потребление всегда представляется в виде потока, то есть непрерывно протекающего во времени процесс а, существенной характеристикой полезности является временной период, определяющий объем потребления блага.

Концепция полезности, применяемая для анализа экономического поведения потребителей, опирается на следующие фундаментальные предположения:

- во-первых, полезность выражает субъективную оценку ценности блага. Иначе говоря, полезность - это удовольствие, получаемое конкретным лицом от потребления данного блага. Одно и то же благо может иметь разную, а то и диаметрально противоположную, оценку полезности у разных потребителей. При этом важно подчеркнуть, что используемая в микроэкономическом анализе трактовка полезности не связана ни с критериями физиологической пользы, ни с нравственными оценками. Например, курение и потребление алкоголя, несом­ненно наносящие вред здоровью и негативно оцениваемые обществом, для лип. которые потребляют эти блага, принимают форму полезности;

- во-вторых, опираясь на принцип рационального поведения, теория исходит из предположения о том, что каждый отдельный потребитель стремится к максимизации полезности, что является руководящим пси­хологическим принципом его поведения;

- в-третьих, учитывая, что принятие решений осуществляется в условиях альтернативного выбора, теория исходит из допущения о том, что полезности разных благ сопоставимы;

- в-четвертых, предполагается, что потребители способны проводить сопоставление полезности разных благ.

Хотя значимость каждого из названных предположений чрезвычайно важна, ключевую роль в процессе потребительского выбора играет способность потребителя сопоставлять полезности разных благ. Такая способность выражается в потребительских предпочтениях, которые при меняются в качестве инструмента соизмерения полезности благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: