Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.
Недостатки этого способа:
-необходимость возвращения долга и обслуживания долга;
-невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;
-необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;
-при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.
Государственный долг представляет собой сумму накопленных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.
Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов.
Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.
По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Показателем бремени государственного долга является отношение абсолютной величины долга (Д) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП):
d=Д/Y
или более точный показатель отношения темпов роста долга (gД) к темпам роста ВВП (gy)
ε =gД/gy
При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.
Серьезные проблемы большого государственного долга внутреннего заключается в том, что:
-снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производительного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
-перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
-усиливается неравенство в доходах;
-рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производственного потенциала страны;
-создается угроза высокой инфляции в будущем;
-необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
-дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;
-может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. Эти два вида дефицитов взаимообусловлены.
Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состоят в том, что:
-выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики;
-бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;
-при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса (особенно при режиме фиксированных валютных курсах) появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису;
-возникает угроза долгового кризиса.