Изменение дохода потребителя меняет объем его покупок. Проследим влияние изменения денежного дохода покупателя на приобретение благ, сделав допущение, что цены благ, вкусы и предпочтения потребителя остаются неизменными.
На рис. показана максимизирующая покупки комбинация Е, при доходе I, и ценах благ X и Y, соответственно, Px 1 и Py 1. При возросшем доходе покупатель сможет приобретать больше блага Х, больше блага Y или больше обоих благ, что означает новое равновесное состояние потребителя Е 2.
Если мы соединим точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями – Е 1, Е 2, Е 3, показывающие последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода, то получим кривую «доход-потребление» или кривую уровня жизни.
Если кривая «доход – потребление» – луч, выходящий из начала координат под углом 45 градусов, это означает, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага X, и блага Y. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. При положительном наклоне кривой дохода-потребления, товары называются нормальными товарами. Это означает, что при более высоких доходах приобретается больше товаров, при более низких – меньше.
|
|
Поведение потребителя не вписывается в строго определенную и тем более формализованную шкалу предпочтений покупки одного товара другому. Можно лишь говорить об общих принципах, которыми руководствуются потребители, выбирая товары для покупки.
Информация, полученная из кривой «доход-потребление» может быть использована для построения кривой Энгеля для товаров.
Э. Энгель в XIX в. установил закономерность в поведении потребителей, согласно которой по мере увеличения доходов покупателей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. Кривая Энгеля – выражает зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретаемого товара. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, а часть дохода, направляемая на предметы роскоши – увеличивается.
|
_I_
Рy 3
_I_
|
_I_ • E 2
Py 1 • E 1
0 Х
I, ден. ед. Кривая Энгеля I 3. Е 3 I 2 • E 2 I 1 • E 1 X, шт. X 1 X 2 X 3 |
Кривая «доход – потребление»
и построение кривой Энгеля
С одной стороны, уменьшение доли расходов высокодоходной части населения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, необязательно означает, что эта категория граждан уменьшает потребление простейших товаров.
|
|
С другой стороны, смещение потребления богатых людей в область дорогих и ценных товаров может происходить и путем замещения более дешевых товаров и услуг, которые "вымываются" из зоны потребления. Интересно отметить, что изменение структуры потребления в соответствии с законом Энгеля наблюдается не только в связи с уже полученным, но даже в связи с ожидаемыми доходами. Вместе с тем закон Энгеля не носит абсолютного характера, так как структура потребностей ряда людей может не зависеть от величины доходов.
Рассматривая кривую «доход – потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Px 1 > Px 2> Px 3 и т. д. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения КM 1 в положение КM 2 (рис. 6.2). Дальнейшее снижение цены отражает прямая КM 3. Обозначив точки касания кривых безразличия U 1, U 2, U 3 с бюджетными ограничениями точками Е 1, Е 2, Е 3 и соединив их, получим кривую «цена – потребление».
Y
|
K
|
...
0 М 1 М 2 М 3 Х
а
Px
Px 1
Px 2 Кривая спроса
|
0 X
Х 1 Х 2 Х 3
б
Кривая "цена – потребление" (а)
и построение кривой спроса (б)
На основе этой кривой можно построить кривую спроса (рис. 6.2.б), в этом случае на оси ординат откладывается цена товара X (Px), а на оси абсцисс – количество блага X. При анализе кривой «доход – потребление» мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой «цена – потребление» – влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Можно определить, в какой степени изменение спроса на благо Х вызвано изменением цены, а в какой – реального дохода. Нисходящий характер кривой спроса отражает закон спроса: чем ниже цена товара, тем на большее его количество предъявляется спрос. Понижение цены на товары имеет одновременно двоякое проявление последствий.
Можно объяснить действие закона спроса, основываясь на концепциях эффекта замещения и эффекта дохода.
Во-первых, у покупателей действительно возрастает покупательская способность. Они могут купить за меньшее количество денег большее количество товаров, кроме того, у них останется достаточно средств для дополнительных покупок. Во-вторых, возрастет потребление подешевевших товаров, уменьшится потребление относительно подорожавших товаров. Рассмотрим каждый из этих процессов в отдельности на графике (рис. 6.3).
Y
K
С 0. Е 0 E 1
С 1 U 2
К 2 Е 2
С 2 U 1
0 • • • X
F 0 M F 2 F 1 M 2 M 1
эффект замещения эффект дохода
Эффект потребительского поведения на рынке
Первоначальная бюджетная линия обозначена КМ. Потребитель максимизирует полезность за счет выбора «потребительской корзины» (одежда и продукты питания) в точке Е 0 достигая уровня полезности, соответствующего кривой безразличия U 1.
При снижении цены бюджетная линия проходит по линии КМ 1. Теперь в точке E 1 на кривой U 2 потребитель выбирает свой набор благ. Следовательно, снижение цены продовольствия допускает возрастание реального дохода и повышение удовлетворения потребностей. Сначала потребитель покупает OF 0 единиц продуктов, после изменения цены потребление продовольствия увеличилось до OF 1, т.е. увеличение объема покупок продуктов питания, представлено отрезком F 0 F 1. На этом фоне заметно снижение покупок одежды от С 0 до С 1. Отметим, что одежда относительно дорога по сравнению с продовольствием. Эта замена отражается движением вдоль кривой безразличия. Изменение потребления продуктов питания, связанное с изменением их цен, при условии, что степень удовлетворения (или реальный доход) остается неизменным, представляет собой эффект замещения. Он может быть измерен проведением бюджетной линии К 2 М 2 параллельно новой бюджетной линии КМ 1, которая отражает более низкую относительную цену продуктов питания, так, чтобы она касалась кривой безразличия U 1. При заданной бюджетной линии потребитель приобретает набор товаров в точке E 2 и, следовательно, потребляет 0 F 2 единиц продовольствия. Отрезок линии F 0 F 2 представляет собой эффект замещения, свидетельствующий об увеличении количества требуемых продуктов питания при снижении их цены.
|
|
Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) исключительно в результате изменения относительной цены одного из товаров.
Рассмотрим изменение потребления продовольствия вызванное ростом дохода при изменении цены. В целом это окажет определенное влияние на средний уровень цен и, следовательно, на величину реального дохода. Покупателю нужно платить уже меньше денег на приобретение того же количества продовольствия. В результате у него появляется дополнительная сумма денег, что равносильно увеличению дохода покупателя. Эти дополнительные средства он может потратить на приобретение любых товаров, в том числе и товара продовольственного.
Если вернуться к предыдущему графику, то можно сказать, что в таком случае рост продовольствия с OF 2 до OF 1 произошел под воздействием эффекта дохода. Графически эффект дохода показывается так, что бюджетная линия, проходящая через точку E 2, смещается к бюджетной линии КМ 1. Потребитель приобретает теперь набор товаров E 1 на кривой безразличия U 2, а не набор E 2 на кривой U 1. Эффект дохода отражает движение от одной кривой безразличия к другой, и, таким образом, с его помощью можно измерять динамику покупательной способности потребителя.
Эффект дохода – это изменение спроса потребителя исключительно вследствие изменения реального дохода.
|
|
В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.
Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.
Задание на семинар.
1. Эффект Гиффена. Эффект дохода и замещения для товаров Гиффена.