Тема 13. Зарождение экономической мысли

Выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Свод законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей; дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.

Конфуций (Кун-цзы) (551-479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства – этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять государством не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Индийский трактат «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе, о практической жизни») – это собрание наставлений по вопросам управления государством. В трактате описывается идеальное государство в разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтов Древней Индии. Автором трактата считается Каутилья (IV в. до н. э.) – древнеиндийский государственный деятель.

Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430-354 гг. до н. э.) в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд «О доходах» - попытка найти выход из экономических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему:

· естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов;

· любой товар обладает полезными свойствами (потребительская стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Платон (428-347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное состояние и представляющее их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель (384-322 гг. до. н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда «Политика»:

· обязательным является наличие частной собственности;

· все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительских стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой – изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает процессы чрезмерного накопления;

· деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, а поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения;

· человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Экономическая мысль Средневековья нашла свое отражение в Коране (610-632 гг.); учении Ибн-Халдуна (1332-1406) (Арабские страны); идеях Августина Блаженного (354-430), Фомы Аквинского (Аквитана) (1225-1274) (Западная Европа); «Русской правде» (XII-XIII вв.) – своде законов Киевского государства; учении И.С. Пересветого (конец XV- начало XVI в.) (Россия) и др.

Изучение и толкование Корана - собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану, одним из пяти «столпов веры», то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (сакада).

Ибн-Халдун (1332-1406) – арабский историк и философ. Его основной труд носит название «Книга назидательных примеров об истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Выдвинул концепцию «социальной физики», которая призывала к: осознанному отношению к труду; борьбе с расточительством и жадностью; пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.

Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» - духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».

Экономические воззрения Августина: вид труда (умственный или физический) не должен вилять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны; нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами; «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.

Фома Аквинский (1225-1274) – монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.

В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральной доброте как середине между порочными крайностями.

В своем основном произведении «Сумма теологии» дает оценку товарно-денежным отношениям.

Ключевые догмы Фомы Аквинского: деньги не могут порождать деньги; необходимо сословное деление общество; богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро); признание необходимости частной собственности.

«Справедливой ценой» Фома Аквинский считал:

· цену, которая сообразна издержкам;

· цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.

В позднее средневековье (XVI-XVII) в экономической мысли Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.

В этот период возникают социальные утопии. Одним из основоположников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532). В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение "Утопия", положившее начало утопическому социализму и давшее ему название. Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал её противником.

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды бедного крестьянства. В работе "Город Солнца" (1623) он подверг критике социальный строй Италии того времени. Общество будущего рисовалось как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета.

Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу.

Понятие "меркантилизм" происходит от слова латинского происхождения "mercari", т.е. торговать. Однако меркантилистская система представляет собой гораздо более сложную концепцию.

Вытеснение натурального хозяйства рыночными экономическими отношениями охватывает исторический отрезок времени, называемый периодом "первоначального накопления капитала".

Принципы меркантилизма сформированы в следующих тезисах: золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства; регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра; поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья; протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары; поощрение экспорта, особенно готовой продукции.

Таким образом, богатство страны меркантилисты видели в золотых и
серебряных деньгах, а его источник во внешней торговле, обеспечивающей через неэквивалентный обмен активный торговый баланс. Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и был актуален до середины XVI в. Для достижения положительного сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным:

¾ устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары;

¾ всемерно ограничивать импорт товаров; не допускать вывоза из страны золота и серебра.

Следовательно, теория монетаризма ранних меркантилистов может расцениваться как теория "денежного баланса". Эта теория представлена Уильямом Стаффордом (Англия).

Поздний меркантилизм охватывает период со второй половины XVI в. по вторую половину XVII в. Чтобы достичь активного торгового баланса выдвигались рекомендации: завоевать внешние рынки, предлагая относительно дешевые товары, а также перепродавая товары одних стран в других странах; допускать импорт товаров при сохранении в стране активного торгового баланса; вывозить золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок, посредничества, т.е. для увеличения их массы в стране и сохранения активного торгового баланса.

Наиболее известными выразителями идеи активного торгового баланса являлся английский экономист Томас Мен. Во Франции поздний меркантилизм был представлен учениями А. Монкретьен а и Ж.Б. Кольбера. В Италии концепцию торгового баланса развивал Антонио Серра.

В 1615 г. французский меркантилист Антуан Монкретьен, издав книгу под названием «Трактат политической экономии», ввел в научный оборот не только термин «политическая экономия», но, как показала вся последующая история экономической науки, и ее новое название, остававшееся безальтернативным вплоть до конца XIX в. Он трактовал за расширение торговли, требовал ограничить деятельность иностранного купечества, уменьшающего богатство Франции. Политика Кольбера была направлена на подъем промышленности, в результате чего интересы сельского хозяйства оставались на втором плане. Он добивался увеличения государственных доходов за счет активного торгового баланса: путем создания мануфактур, поощрения промышленности, роста вывоза промышленных изделий и сокращения ввоза готовых иностранных товаров.

И. Т. Посошков в своем произведении «Трактат о скудости и богатстве» выступил представителем позднего меркантилизма. Он предлагал развивать промыслы, казенные мануфактуры, вести торговлю готовым товаром, а не сырьем. Считал целесообразным создавать торговые гильдии русских купцов и оказывать им помощь от государства. Иностранным торговцам разрешать вести торг в приграничных районах, запрещая вывозить антиквариат из страны. Облагать этих торговцев таможенными пошлинами по заниженному курсу (в серебре).

Тема 14. Классическая политическая экономия

«Классическая политическая экономия» - термин общепринятый, но это не исключает разночтений в его толковании. По версии К. Маркса, применившего его первым, начало классического периода связано с именами У. Петти и П. Буагильбера, а его завершение - с именами Д. Рикардо и С. де Сисмонди. В западной литературе стандартный подход относит «классическую школу» от конца XVII в. до первой половины XIX в.: от У. Петти и П. Баугильбера до К. Маркса. А Дж. М. Кейнс раздвинул ее хронологические рамки, отнеся к числу «классиков» учения А. Маршалла и А. Пигу, экономистов первой половины XX в.

Классическая школа сложилась как единство двух начал: теории рынка (обмена) и теории богатства (производства). Теория обмена развивала идеи рыночного саморегулирования, подготавливая идеологию либерализма. Теория производства отвергала меркантилизм за его переоценку роли торговли, стремясь за внешними проявлениями богатства выявить его истинную природу. Поначалу (в XVIII в.) обе теории развивались в единстве, затем, еще в рамках классической школы, наметились расхождения (линия Сэя и линия Рикардо), наконец, в ходе «маржиналистской революции» 70-х годов XIX в. произошло их размежевание.

В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости.

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и началo XIX в. и связан с именами А. Смита, Д. Рикардо.

"Экономический человек" и "невидимая рука" убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: