ПРИБЫЛЬ КАК РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
По этому общему правилу происходит максимизация прибыли как фирмой-монополистом, так и монополистическим конкурентом, олигополистом. В каждой из форм несовершенной конкуренции имеются свои особенности максимизации прибыли.
В своей хозяйственной деятельности фирмы стремятся получить не только и не столько предельный ( МR ), сколько общий доход ( ТR ). Сравнивая общий доход и издержки производства, фирмы определяют итоговый результат своей работы: если он положительный, то фирмы получают прибыль, если же отрицательный – то убыток.
Зачастую это может быть связано с:
· непредсказуемыми и неконтролируемыми изменениями в спросе и предложении на рынке;
· колебаниями экономической конъюнктуры: процветание экономики приносит фирмам существенные доходы, а кризис – огромные потери;
· переменами в государственной финансовой и бюджетной политике, нередко приводящими к общей политической нестабильности в стране;
|
|
· отсутствием гарантированного положительного эффекта инвестиционной политики внутри фирмы.
Убыток – это превышение расходов фирмы над ее доходами, приводящее к уменьшению материальных и денежных ресурсов фирмы. Он может, в конечном счете, привести к тому, что фирма покинет выбранную сферу деятельности на рынке или даже станет банкротом.
Прибыль – более сложная экономическая категория.
Определение прибыли в рамках различных направлений экономической теории носит синтетический характер. Так, современные представления о прибыли разрабатываются в русле трех основных направлений: кейнсианского, институционально-социологического и неоклассического.
В институционально-социологических теориях прибыль трактуется с позиций социальных, внешнеэкономических факторов: забота о благе всех членов общества и т.п.
В неоклассических теориях, наиболее полных, исследование прибыли ведется на уровне отдельной фирмы, действующей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и выдвигающей в качестве основной цели максимизацию прибыли.
Таким образом, в зависимости от источника формирования прибыль определяется как:
· результат трудовой деятельности самого предпринимателя, использования в бизнесе его предпринимательских способностей по организации производственного процесса и внедрению технических усовершенствований;
· плата за риск и преодоление экономической неопределенности предпринимателем, т.е. за способность ориентироваться в экономической обстановке;
· реализация экономической власти фирмы на рынке, проявляясь в различных видах монополии: ценовой, патентной, в форме льгот, привилегий и т.п.;
|
|
· форма дохода от применения в производстве капитала, инвестиций.
· форма дохода от всех факторов производства, т.е. рента, процент и заработная плата;
Стремление получить прибыль побуждает фирму совершенствовать производство, а оно, в свою очередь, стимулирует инвестиции, которые способствуют возникновению новых рабочих мест, увеличению объемов производства и в конечном счете обеспечивают экономический рост в отрасли и стране. В этом процессе проявляются, как минимум, три функции прибыли:
· распределительная функция обеспечивает отбор вида предпринимательской деятельности среди различных альтернатив;
· стимулирующая функция выражается в возможности расширять производство, увеличивать масштабы бизнеса;
· индикаторная (информационная) функция обеспечивает фирмы экономическим сигналом о недостаточной насыщенности рынка товарами и возможности на этом заработать.
С количественной стороны прибыль всегда представляет собой разницу между общим доходом от продажи товаров и издержками производства. Однако, в силу существования различных видов издержек принято также и выделять различные виды прибыли:
ОБЩИЙ ДОХОД ФИРМЫ | ||||
Экономические издержки Альтернативные издержки | Экономические издержки | |||
Явные (внешние) издержки | Неявные (внутренние) издержки | |||
Переменные издержки | Постоянные издержки | Норма отдачи | Норма дохода | |
Общие издержки | Нормальная прибыль | |||
Хозяйственные издержки Прибыль бухгалтерская | Хозяйственная прибыль Бухгалтерская прибыль | |||
Таблица. 7.3. Издержки производства, прибыль и доход фирмы.
Нормальная прибыль – необходимый, нормальный доход, возникающий при ведении бизнеса, и выражающий цену выбора предпринимателем сферы приложения его капитала. Размеры нормальной прибыли зависят от упущенной выгоды. Она определяется самим предпринимателем, как оценка альтернативной возможности приложения его капитала и предприимчивости. Нормальная прибыль включает в себя норму отдачи на капитал и норму предпринимательского дохода. У предпринимателя всегда сохраняется возможность не вести собственный бизнес, а вложить капитал в банки или приобретение ценных бумаг и стать наемным менеджером. Перечисленные нормы отдачи и дохода всегда рассчитываются как величина относительная и выражаются в процентах.
Разница между общим доходом фирмы и экономическими издержками, включающими в себя нормальную прибыль, является экономической прибылью. Это то, что можно считать сверхдоходом. Экономическая прибыль – важнейший стимул для вступления новых конкурентов в данную отрасль.
Сумма нормальной и экономической прибыли показывает хозяйственную прибыль, которая выступает исходной основой при распределении и использовании фирмой полученной прибыли.
Бухгалтерская прибыль близка к хозяйственной, но формируется по другому принципу: из общего дохода вычитаются явные (внешние) издержки.