Достоинства и недостатки совершенной конкуренции

Рис. 7.22. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Рис. 7.21. Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в долгосрочном периоде является восходящей

Рис. 7.20. Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в долгосрочном периоде совершенно эластична

Рис. 7.19. Различные типы кривых долгосрочных средних общих издержек

Рис. 7.18. Средние совокупные издержки в долгосрочном периоде

Соединив точки минимума АТС1, АТС2, АТС3,..., АТСn, получим средние совокупные издержки в долгосрочном периоде АТСL.

Если имеет место положительный эффект масштаба, то кривая долгос­рочных средних издержек имеет значительный отрицательный на­клон; если имеет место постоянная отдача от роста масштаба, то она горизонтальна; наконец, в случае увеличения издержек от роста мас­штабов производства кривая устремляется вверх (см. рис. 7.19 а). В разных отраслях это происходит по-разному (см. рис. 7.19 б, в).

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в от­расль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурс может не подняться. В этом случае издержки остаются неизменными (см. рис. 7.20).

Однако в большинстве отраслей дополнительный спрос на ре­сурс вызывает рост его цены (рис. 7.21).

Наконец, бывают отрасли и со снижающимися издержками в долгосрочном периоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства, благо­даря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается. В этом случае происходит снижение цены ресурса (читатель, надеемся, без труда сможет построить аналогичный график самостоятельно).

Подведем итоги. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде (рис. 7.22.) максимум прибыли достигается тогда когда выполняется равенство:

MR = MC = P = AC. (7.9).

Его экономический смысл станет ясен после сравнения совершенно конкурентного рынка с рынком, где условия совершенной конкуренции в большей или меньшей степени нарушаются. Но об этом мы расскажем в следующей теме.

В предыдущих темах мы исходили из предпосылки о совер­шенной конкуренции. Мы предполагали наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, когда производители и покупатели приспосабли­ваются к существующим ценам и выступают как ценополучатели.

Это означает, что доля каждой фирмы на рынке отрасли незначи­тельна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь сущест­венно влиять на цену продукта. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизон­тальна (т. е. абсолютно эластична).

Важной предпосылкой выступала и полная мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее. Мы также рассматривали в качестве предпосылки однород­ность товаров и услуг, т. е. предполагали производство стандартной продукции и абсолютную информированность производителей и потребителей.

В действительности совершенная конкуренция является до­вольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближают­ся к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных ва­лют.)

Для нас существенное значение имела не только область прак­тического применения наших знаний (на этих рынках), но и тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуа­цией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Достоинство совершенной конкуренции. Как мы уже отмечали в предыдущей теме, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство

MR = MC = AC = P (рис. 8.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: