Лекция 7. Ценные бумаги и их разновидности. Рынок ценных бумаг

Экономическая нестабильность на денежном рынке. Инфляция.


Современная инфляция – это дисбаланс спроса и предложения, а также других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен.

В условиях подавленной инфляции цены контролируются государством, поэтому при росте спроса на какой-либо товар цена не повышается и оказывается ниже равновесной и возникает дефицит.

Для классификации открытой инфляции применяют несколько критериев:

– импросто цен (индекс цен);

– степень расхождения роста цен по различным товарным группам;

– ожидаемость и предсказуемость инфляции;

Различают ползучую (умеренную) инфляцию, когда цены изменяются медленно, обычно до 10% в год.

Галопирующая инфляция – рост цен изменяется по 100% в год (сотнями).

Гиперинфляция – рост цен изменяется более 1 000% в год.

При сбалансированной инфляции цены на различные товары относительно друг друга остаются неизменными.

При несбалансированной инфляции цены на различные товарные группы по отношению друг к другу постоянно меняются.

Также выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию.

При инфляции спроса равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Такая ситуация возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыток совокупного спроса, который толкает цены вверх.

Инфляция предложения (называется также инфляцией издержек) – означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства.

К числу адаптационных мер последствий инфляции относится индексация доходов и контроль за уровнем цен.

Инфляция сопровождается стагнацией производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен над инфляцией.

Рисунок 16 – Инфляционная кривая.




Ценная бумага – это документ, который удовлетворяет право собственности на какой-либо вид капитала, приносит своему владельцу доход.

Ценные бумаги делятся на две группы:

1-ая группа:

1. Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной суммы денег в капитал АО и дающая право ее владельцу на получение прибыли – дивиденда.

а) именная акция – выписывается на имя определенного владельца и регистрируется в учетной книге АО;

б) простая акция – дает право голоса на собрании акционеров, а размер получаемого по ней дохода зависит от результатов работы АО за год;

в) привилегированная акция – гарантирует доход независимо от результатов хозяйственной деятельности АО.

В первый раз акция выпускается в обращение по номинальной стоимости.

Курс акций зависит от соотношения спроса и предложения на акции данной корпорации, но колеблется вокруг расчетного курса акций, который определяется по формуле:

Курс акции = Дивиденд / Норма процента * 100%,

2. Опционное свидетельство – это ценная бумага о контракте, предоставляющая право покупать или продавать конкретный товар по установленной цене в течение определенного времени.

3. Финансовый фьючерс – ценная бумага, свидетельствующая об обязательствах ее владельца на осуществление купли-продажи в будущем определенного документа по заранее фиксированной цене.

4. Коносамент – документ, устанавливающий взаимоотношения перевозчика и грузовладельца в процессе транспортного труда.

5. Варрант – свидетельство, выдаваемое владельцу товара при сдаче его на склад.

2-ая группа:

1. Облигация – ценная бумага, дающая право ее владельцам на получение дохода в форме выигрыша (выпускать их может государство, местные фирмы).

Облигации могут быть долгосрочными (на 3 – 5 лет) и краткосрочными (на 3 – 6 месяцев).

По истечении срока облигации погашаются по номинальной стоимости, а держатели облигации получают доход в виде фиксированного процента от нарицательной стоимости.

2. Депозитные и сберегательные сертификаты – это разновидности срочных банковских вкладов.

Три фазы жизненного цикла ценных бумаг:

1) подготовительный этап – связан с открытием предприятия;

2) первичное размещение ценных бумаг;

3) вторичное размещение ценных бумаг.

Принципы функционирования ценных бумаг.

1. Рынок должен характеризоваться частными сделками.

2. Рынок должен быть эффективным.

3. Рынок должен быстро распространять информацию о заключенных сделках.

4. Рынок должен отличаться надежностью.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: