Теория общественного выбора. Новые государственные законы, программы по регулированию и стабилизации экономики, основополагающие решения о расходах и налогах, мероприятия, предотвращающие

Новые государственные законы, программы по регулированию и стабилизации экономики, основополагающие решения о расходах и налогах, мероприятия, предотвращающие инфляцию или спад производства, принимаются органами представительной и исполнитель­ной власти. Но как избранные, так и назначенные официальные чи­новники, проводя определенную политическую линию, исходят ис­ключительно из собственных интересов. Без преувеличения можно сказать, что все лица, которые управляют государством, имеют свои цели, стремятся извлечь для себя выгоду из политического процесса и максимизировать собственное благополучие. Таким образом, и в сфере государственной политики применим принцип рационального экономического поведения.

В соответствии с принципом рационального экономического поведения каждый потребитель стремится получить максимум полезности, а бизнесмен — максимум прибыли. Что касается политиков, то они убедительно разглагольствуя об общественных интересах, заин­тересованы в максимизации своей частной выгоды. Избранные госу­дарственные деятели думают прежде всего о следующих выборах, а назначенные — о продвижении вверх по иерархической служебной лестнице. Поэтому решения, принятые ими, иногда бывают сомни­тельными и неоптимальными с экономической точки зрения, посколь­ку в них учтены частные интересы. Положение усугубляется еще и тем, что результаты принятых государственными органами решений не имеют денежной оценки.

Из всего сказанного следует, что демократический политичес­кий процесс имеет тенденцию порождать непоследовательную поли­тику, приводит к ошибкам и отражает интересы далеко не каждого гражданина. Чтобы избежать подобного, необходима хорошо оформленная общественная система, где люди, управляющие государст­вом, ориентированы на достижение интересов общества при реали­зации собственных целей. Иными словами, нужна система, подобная рыночной системе, при которой «невидимая рука» рынка направля­ет действия индивидов, преследующих сугубо личные интересы, на реализацию общественных интересов.

Исследованиям взаимосвязи политических и экономических явлений, процедурой принятия общественных решений занимается теория общественного выбора. Составной частью этой теории являет­ся проблема примирения различных взглядов, позиций и интересов членов общества по тем вопросам, по которым мнения избирателей расходятся.

Теория общественного выбора рассматривает также деятель­ность правительства, вопросы государственных финансов, фискаль­ной и денежной политики, меры по сокращению бюджета страны и экономической стабильности и т.д. Она пытается понять и предска­зать, каким образом люди в рамках политической системы осущес­твляют процесс распределения ограниченных ресурсов при заданной структуре, при наличии собственных целей и под влиянием сказываемого на них давления. Однако ключевым является вопрос: как и в какой мере результат процесса принятия решения отражает предпоч­тения избирателей.

Поскольку государственные решения должны отражать мнения и интересы всех членов общества, зачастую не существует простого способа согласования действительных интересов или предпочтений общества в целом. Процедура голосования может приводить к противоречивым, несогласованным решениям, а сговор —послужить ос­нованием отрицательных действий государства.

Принятию нецелесообразных решений способствуют экономические причины. Среди них — недобросовестность государственных чиновников, личные интересы которых могут в определенный момент превысить чувство долга как государственного лица; недалекий вре­менной горизонт политиков, закрывающих глаза на негативные дол­госрочные последствия ради краткосрочного выигрыша, и др.

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу чрезмерного вмешательства государства в рыноч­ные процессы возможно принятие невыгодных с точки зрения эконо­мической эффективности общественных решений. Хотя они и не от­рицают положительной роли государства, которое способно испра­вить несовершенство рыночного механизма в определенных пределах, однако все сходится во мнении, что именно государство вносит неопределенность в экономическую систему. На их взгляд, государство

внесет наибольший вклад в достижение экономической стабильнос­ти, если будет поменьше вмешиваться в экономику.

Таковы основные характерные черты теории общественного

выбора.

Вопросы, рассмотренные в данной главе, посвящены проблемам государственного регулирования экономики, роли государства в рыночных отношениях. Активное вмешательство в экономику — нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общес­твенного разделения труда, усложнения хозяйственных связей эко­номическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства — рынку закончился. Сегодня известно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограни­ченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государ­ство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и от­дельного человека, они служат в конечном счете потребностям лю­дей. И государство, и рынок — две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: