Механизм рыночного ценообразования

Рыночный спрос - это совокупность товаров и услуг, которые потребитель желает приобрести в единицу времени при данных экономических условиях. - это совокупность товаров и услуг, которые потребитель желает приобрести в единицу времени при данных экономических условиях. Количество покупаемого товара называется объёмом спроса.

Функция спроса показывает зависимость объема спроса на i-й товар (Qdi ) от всех определяющих его факторов. К таким факторам относятся, например:

  • Pi - цена данного товара;
  • Рj...Рn - цены заменяющих или дополняющих товаров;
  • I - доход покупателя в единицу времени;
  • W - накопленное богатство;
  • Т - вкусы и предпочтения покупателя;
  • Е - ожидания покупателя (в т.ч.- инфляционные);
  • К - культурно-психологические факторы.

Следовательно, функция спроса может быть представлена в общем виде:

Qdi = Qdi(Pi,Рj...Рn,I,W,Т,Е,К...)

Закон спроса утверждает, что при заданных значениях прочих перечисленных факторов, с ростом цены Pi объём спроса Qdi уменьшается (не возрастает). Функция спроса от цены Qdi = Qdi(Pi ), отражающая данную зависимость, чаще всего представляется графически, в виде линии спроса D - Рис.2.1, либо аналитически, например, в виде линейной зависимости Qdi = а - bPi


Рис.2.1 Линия спроса Рис.2.2 Изменение объема спроса и сдвиг линии спроса

На Рис.2.2 показано отличие изменения объёма спроса от изменения спроса.

Если цена Pi , скажем, снизится, то объём спроса вырастет с Q1 до Q2, т.к. на изменение объёма спроса действует ценовой фактор, что соответствует перемещению А-С вдоль линии спроса. В случае, если на спрос действует какой-либо внешний, неценовой фактор (растут доходы покупателей, дорожают товары-заменители и т.п.), то изменяется сама функция спроса, сдвигаясь вправо от D1 до D2, что соответствует перемещению А-В и росту спроса до уровня Q3 .

Известны исключения из закона спроса, когда объём спроса и цена данного товара связаны положительной зависимостью (Рис.2.1 линия D'):

1. Парадокс Гиффена (низкокачественные товары и заменители);

2. Ассиметричная информация (низкие цены "сигнализируют" о низком качестве товара;

3. "Престижное" потребление (эффект Веблена);

4. Эффект ожидаемой инфляции.

Рыночное предложение - это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на рынок в единицу времени при данных условиях. Функция предложения показывает зависимость объёма предложения Qs от влияющих на него факторов:

Qs = Qs(Pi , Рj...Рn, Т,t, N...), где Рj...Рn - цены других товаров и производственных ресурсов, Т - характеристика применяемой технологии, t - ставка налогообложения, N - характеристика природно-климатических условий производства. Считая прочие факторы неизменными, получаем функцию предложения от цены: Qs = Qs(Pi ). Данная функция обычно задаётся аналитически (линейно Qs =-a+bPi ), или графически - в виде линии предложения ( Рис.2.3,2.4).

Закон предложения предполагает, что при прочих равных условиях с ростом цены объём предложения также увеличивается (не убывает), т.е. функция предложения - возрастающая.

Рис.2.3 Линия предложения Рис.2.4 Изменение объема предложения и сдвиг линии предложения

Если цена товара увеличивается, то растёт и объём предложения, Q1-Q2. Изменение неценового фактора (снижение налогов, совершенствование технологии и пр.) приводит к сдвигу вправо всей линии предложения и соответственного роста предложения до величины Q3. Заметим, что площади под линией предложения С=PiQs соответствуют стоимостной оценке издержек производства.

Рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором для данного уровня цены объём спроса равен объёму предложения. Совмещая в едином графике линии спроса и предложения, получаем графическое изображение равновесия в координатах Р,Q (Рис.2.5). Точка пересечения линий имеет координаты (Р*, Q*), где Р*- равновесная цена, Q*- равновесный объём производства и потребления.

В точке равновесия рынок сбалансирован, ни у кого из рыночных агентов нет стимулов к изменению ситуации. При слишком высоких ценах возникает избыток предложения (перепроизводство), при низких ценах - избыток спроса (дефицит). При малых объёмах производства возникает превышение цены спроса над ценой продавца, при больших объёмах - наоборот. В любом случае, ситуация дисбаланса стимулирует смещение цены или объёма спроса и предложения в сторону равновесия.

Рис. 2.5. Графическая иллюстрация рыночного равновесия

Равновесие: а) по Вальрасу - цена регулирует дисбаланс объёмов спроса и предложения
б)по Маршаллу - изменением объёмов устанавливается равновесная цена.

Изменение рыночного спроса или предложения приводит к изменению равновесия (Рис. 2.6). Если, например, рыночный спрос растёт, то линия спроса сдвигается вправо, тогда равновесная цена и объём растут. Если рыночное предложение уменьшается, линия предложения сдвигается влево, что приводит к увеличению цены и сокращению объёмов

Рис.2.6 Изменение равновесия: а) вследствие увеличения спроса; б) вследствие уменьшения предложения. Новое равновесие соответствует координатам точки Е2.

Данные модели рынка являются статическими, так как в них явно не фигурирует время. При введении в неё фактора времени, получим динамическую "паутинообразную" модель рыночного равновесия. Предположим, объём спроса зависит от уровня цен текущего периода t, а объём предложения - от цен предыдущего периода t-1:

Qdi = Qdi(Pt ),

Qsi = Qsi(Pt-1 ), где t=0,1,...Т - дискретное значение временного периода. Рыночная цена Pt может не совпадать с равновесной ценой Р*, причём возможны три варианта динамики Pt :
а) отклонение от равновесия уменьшается;
б) отклонение от равновесия увеличивается (модель "катастрофы");
в) рынок циклически колеблется вокруг точки равновесия, но равновесие не достигается (Рис.2.7).

а) Qt-1 Q* Qt б) Q* в) Qt-1 Qt

Рис. 2.7. "Паутинообразные" модели рыночного равновесия

Вариант траектории развития в данной модели зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование может осуществляться в следующих формах:

1. "Фиксированные цены";

2. Регулирование спроса (дотации, субсидии, подоходные налоги, налоги на потребление и пр.);

3. Регулирование предложения (Налоги и льготы, тарифы, квоты, лицензии, дотации продавцам и пр.).

Установление фиксированной государственной цены, не совпадающей с равновесной, согласно модели спроса и предложения, приводит либо к затовариванию (гос. цена выше равновесной), либо к образованию дефицита и цен "чёрного рынка"(гос. цена ниже равновесной). Воздействие на спрос или предложение неценовыми (фискальными) методами приводит к сдвигам линий спроса и предложения и соответствующим колебаниям равновесных цен и объёмов.

Взаимная выгодность обмена между продавцом и покупателем при установившемся рыночном равновесии обусловливается наличием излишков потребителей и производителей. Излишек потребителя определяется разницей между определяемой спросом суммарной полезностью покупателя от потребления товара и его затратами на покупку товара. На Рис.2.8а) суммарная полезность задана площадью трапеции АЕQ*О, затраты - площадью P*OQ*E. Следовательно, излишек равен площади треугольника AEP*.

Излишек производителя есть разность между выручкой от реализации продукции по равновесной цене и издержками производства. На Рис.2.8б выручка представлена площадью Р*ЕQ*О, издержки - площадью ВЕQ*О, соответственно, суммарный излишек производителя равен площади треугольника ВР*Е.

а) Q* б) Q*

Рис.2.8. Графическое изображение суммарных излишков потребителя и производителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: