В) культурно-образовательные
Формы общественной организации производства.
Сущность производства.
Ресурсы и факторы производства.
Вопросы по теме.
1. Экономика вырастает из производства, которое образует материальную основу экономики.
Источники любого производства – это ресурсы, которыми располагает общество.
Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые используются в процессе создания товаров, услуг и других ценностей. Ресурсы подразделяются на 4 группы:
1. Природные ресурсы – это то, что пригодно (исчерпаемые и неисчерпаемые).
2. Материальные ресурсы – созданные человеком средства производства.
3. Трудовые ресурсы – это люди в трудоспособном возрасте.
4. Финансовые ресурсы – денежные средства.
В ресурсном аспекте оценивают ресурсы по 3-м параметрам:
А) социально-демографические
Б) профессионально-квалификационные
Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству и поэтому являются базовыми ресурсами.
|
|
Базовые ресурсы, вовлечённые в производство, образуют факторы производства.
Факторы производства – это экономическая категория, обозначающая уже реально вовлечённые в процесс производства ресурсы.
Существуют 3 основных фактора производства:
1. Сырьё и материалы (фактор «земля»), имеет троякое значение.
А) естественный ресурс (ископаемые);
Б) Выступают как объект хозяйствования, то есть является предметом труда. Это все виды сырья, материалов, энергии и покупных изделий.
Сырьё – это предметы труда, на получение которых затрачен труд только сырьевых отраслей производства.
Материалы – это предметы труда, прошедшие переработку в обрабатывающих отраслях, но не являющиеся конечной продукцией.
По характеру участия в изготовлении продукции сырьё и материалы являются имуществом.
2. Капитал, то есть материальные и финансовые ресурсы.
3. Труд (рабочая сила) – способность человека к труду, совокупность его физических и умственных способностей, которые используются в процессе производства.
По уровню квалификации труд подразделяется на квалифицированный и, малоквалифицированный и не квалифицированный.
Каждый фактор производства приносит владельцу доход.
Центральное место в процессе производства занимает взаимодействие производственных факторов.
2. Производство представляет собой изготовление необходимых товаров и услуг путём переработки сырья материалов и использования рабочей силы и оборудования. Процесс производства осуществляется при содействии 3-х факторов. При этом объём выпускаемой продукции достигается при различном сочетании вводимых ресурсов.
|
|
1. Индивидуальное – деятельность в масштабах основного производства предприятия.
2. Общественное производство – система производственных связей, обрастающая другими отраслями, то есть производственная инфраструктура.
В зависимости от объёма производства, характера выпускаемой продукции, степени специализации различают следующие виды организации производства:
· Единичное производство (выпуск ограниченной номенклатуры изделия, чаще всего партиями).
· Массовое производство (характеризуется постоянным и непрерывным выпуском продукции строго ограниченной номенклатуры, имеющее одно назначение и конструктивный или технологический тип).
· Серийное производство (характеризуется выпуском продукции ограниченной серии и при переходе на выпуск иной продукции основные средства будут меняться).
3. При определённом типе производства могут быть выбраны разные формы его организации: концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование, диверсификация производства.
Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях. В современных условиях она проявляется в укрупнении размеров предприятий и эффективном распределении производства между предприятиями различного размера.
В зависимости от того, на каком уровне происходит укрупнение производства, различают следующие формы концентрации:
· Агрегатная концентрация – исходная форма концентрации, непосредственно связанная с научно-технологическим развитием. Она представляет собой рост единичной мощности оборудования (агрегатов, аппаратов, технологических установок и т.д.).
· Технологическая концентрация выражается в укрупнении цехов, переделов в составе предприятий, что может происходить как за счёт агрегатной концентрации, т.е. увеличения мощности единицы оборудования, так и путём увеличения количества единиц оборудования.
· Заводская концентрация характеризуется увеличением размеров предприятий, которое может происходить за счёт агрегатной, технологической концентрации, а также путём объединения нескольких предприятий, что приводит к организационно-хозяйственной концентрации.
· Организационно-хозяйственная концентрация проявляется в создании различных видов производственных объединений.
Организационно - хозяйственная концентрация может осуществляться, во-первых, на основе горизонтальной концентрации, т.е. объединения предприятий, функционирующих в одной сфере деятельности, во-вторых, на основе вертикальной интеграции, т.е. объединения предприятий, связанных единой технологической цепочкой, в-третьих, комбинацией разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.
Концентрацию производства можно оценить системой показателей.
Абсолютная концентрация производства определяется размером, например агрегатная – размером турбин, плавильных печей, технологическая – размером производств, заводская (организационно-хозяйственная) – размером предприятия (объединения).
Абсолютный размер предприятия можно оценить с помощью следующих показателей:
· объём производства продукции за год (в стоимостном или натуральном выражении);
· среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;
· среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Кроме того, может быть использован, например, такой показатель, как энергетическая мощность.
Уровень относительной концентрации производства характеризуется удельным весом агрегатов, производств и предприятий различного размера в общем объёме выпуска продукции, в общей стоимости основных фондов и численности работников, а также удельным весом потребления электроэнергии.
|
|
В качестве показателя уровня концентрации в отрасли используют и объём выпуска продукции за год, приходящийся на одно предприятие.
Группировка предприятий по размерным группам (малые, средние, крупные) используется для характеристики динамики уровня концентрации в конкретной отрасли, а не для сравнения уровней концентрации в различных отраслях.
Эффективность концентрации производства определяется улучшением технико-экономических показателей производства продукции в результате увеличения размера производства (предприятия). На крупных предприятиях эффект может быть получен за счет:
· увеличение единичной мощности, что приводит к росту производительности оборудования при снижении роста его стоимости;
· использование прогрессивных технологий;
· проведения научно-технических разработок в собственных лабораториях, конструкторских и технологических бюро, опытных производствах, что позволяет в сжатые сроки обновлять выпускаемую продукцию высокой конкурентоспособности;
· «экономии на масштабе производства», обусловленной тем, что рост затрат на содержание административно-управленческого персонала, на освещение и отопление зданий и аналогичных расходов происходит более медленными темпами, чем на основные производства, т. е. затраты на единицу продукции уменьшаются;
· развития специализации, комбинирования, позволяющих экономно и комплексно использовать топливно-сырьевые ресурсы, утилизировать отходы, организовывать смежные производства.