Типы производства

В) культурно-образовательные

Формы общественной организации производства.

Сущность производства.

Ресурсы и факторы производства.

Вопросы по теме.

1. Экономика вырастает из производства, которое образует материальную основу экономики.

Источники любого производства – это ресурсы, которыми располагает общество.

Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые используются в процессе создания товаров, услуг и других ценностей. Ресурсы подразделяются на 4 группы:

1. Природные ресурсы – это то, что пригодно (исчерпаемые и неисчерпаемые).

2. Материальные ресурсы – созданные человеком средства производства.

3. Трудовые ресурсы – это люди в трудоспособном возрасте.

4. Финансовые ресурсы – денежные средства.

В ресурсном аспекте оценивают ресурсы по 3-м параметрам:

А) социально-демографические

Б) профессионально-квалификационные

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству и поэтому являются базовыми ресурсами.

Базовые ресурсы, вовлечённые в производство, образуют факторы производства.

Факторы производства – это экономическая категория, обозначающая уже реально вовлечённые в процесс производства ресурсы.

Существуют 3 основных фактора производства:

1. Сырьё и материалы (фактор «земля»), имеет троякое значение.

А) естественный ресурс (ископаемые);

Б) Выступают как объект хозяйствования, то есть является предметом труда. Это все виды сырья, материалов, энергии и покупных изделий.

Сырьё – это предметы труда, на получение которых затрачен труд только сырьевых отраслей производства.

Материалы – это предметы труда, прошедшие переработку в обрабатывающих отраслях, но не являющиеся конечной продукцией.

По характеру участия в изготовлении продукции сырьё и материалы являются имуществом.

2. Капитал, то есть материальные и финансовые ресурсы.

3. Труд (рабочая сила) – способность человека к труду, совокупность его физических и умственных способностей, которые используются в процессе производства.

По уровню квалификации труд подразделяется на квалифицированный и, малоквалифицированный и не квалифицированный.

Каждый фактор производства приносит владельцу доход.

Центральное место в процессе производства занимает взаимодействие производственных факторов.

2. Производство представляет собой изготовление необходимых товаров и услуг путём переработки сырья материалов и использования рабочей силы и оборудования. Процесс производства осуществляется при содействии 3-х факторов. При этом объём выпускаемой продукции достигается при различном сочетании вводимых ресурсов.

1. Индивидуальное – деятельность в масштабах основного производства предприятия.

2. Общественное производство – система производственных связей, обрастающая другими отраслями, то есть производственная инфраструктура.

В зависимости от объёма производства, характера выпускаемой продукции, степени специализации различают следующие виды организации производства:

· Единичное производство (выпуск ограниченной номенклатуры изделия, чаще всего партиями).

· Массовое производство (характеризуется постоянным и непрерывным выпуском продукции строго ограниченной номенклатуры, имеющее одно назначение и конструктивный или технологический тип).

· Серийное производство (характеризуется выпуском продукции ограниченной серии и при переходе на выпуск иной продукции основные средства будут меняться).

3. При определённом типе производства могут быть выбраны разные формы его организации: концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование, диверсификация производства.

Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях. В современных условиях она проявляется в укрупнении размеров предприятий и эффективном распределении производства между предприятиями различного размера.

В зависимости от того, на каком уровне происходит укрупнение производства, различают следующие формы концентрации:

· Агрегатная концентрация – исходная форма концентрации, непосредственно связанная с научно-технологическим развитием. Она представляет собой рост единичной мощности оборудования (агрегатов, аппаратов, технологических установок и т.д.).

· Технологическая концентрация выражается в укрупнении цехов, переделов в составе предприятий, что может происходить как за счёт агрегатной концентрации, т.е. увеличения мощности единицы оборудования, так и путём увеличения количества единиц оборудования.

· Заводская концентрация характеризуется увеличением размеров предприятий, которое может происходить за счёт агрегатной, технологической концентрации, а также путём объединения нескольких предприятий, что приводит к организационно-хозяйственной концентрации.

· Организационно-хозяйственная концентрация проявляется в создании различных видов производственных объединений.

Организационно - хозяйственная концентрация может осуществляться, во-первых, на основе горизонтальной концентрации, т.е. объединения предприятий, функционирующих в одной сфере деятельности, во-вторых, на основе вертикальной интеграции, т.е. объединения предприятий, связанных единой технологической цепочкой, в-третьих, комбинацией разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Концентрацию производства можно оценить системой показателей.

Абсолютная концентрация производства определяется размером, например агрегатная – размером турбин, плавильных печей, технологическая – размером производств, заводская (организационно-хозяйственная) – размером предприятия (объединения).

Абсолютный размер предприятия можно оценить с помощью следующих показателей:

· объём производства продукции за год (в стоимостном или натуральном выражении);

· среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;

· среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Кроме того, может быть использован, например, такой показатель, как энергетическая мощность.

Уровень относительной концентрации производства характеризуется удельным весом агрегатов, производств и предприятий различного размера в общем объёме выпуска продукции, в общей стоимости основных фондов и численности работников, а также удельным весом потребления электроэнергии.

В качестве показателя уровня концентрации в отрасли используют и объём выпуска продукции за год, приходящийся на одно предприятие.

Группировка предприятий по размерным группам (малые, средние, крупные) используется для характеристики динамики уровня концентрации в конкретной отрасли, а не для сравнения уровней концентрации в различных отраслях.

Эффективность концентрации производства определяется улучшением технико-экономических показателей производства продукции в результате увеличения размера производства (предприятия). На крупных предприятиях эффект может быть получен за счет:

· увеличение единичной мощности, что приводит к росту производительности оборудования при снижении роста его стоимости;

· использование прогрессивных технологий;

· проведения научно-технических разработок в собственных лабораториях, конструкторских и технологических бюро, опытных производствах, что позволяет в сжатые сроки обновлять выпускаемую продукцию высокой конкурентоспособности;

· «экономии на масштабе производства», обусловленной тем, что рост затрат на содержание административно-управленческого персонала, на освещение и отопление зданий и аналогичных расходов происходит более медленными темпами, чем на основные производства, т. е. затраты на единицу продукции уменьшаются;

· развития специализации, комбинирования, позволяющих экономно и комплексно использовать топливно-сырьевые ресурсы, утилизировать отходы, организовывать смежные производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: