Функции рынка и рыночная инфраструктура

Классификация и виды рынков в отрасли.

Все многообразие рынков, функционирующих в сельском хозяйстве, по видам реализуемой продукции, работ или услуг можно объединить в следующие четыре группы:

- сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сель­скохозяйственной продукции);

- рынок материально-технических ресурсов для сель­ского хозяйства;

- рынок сферы услуг;

- рынок сферы торговли (маркетинговых услуг).

Рынок материально-технических ресурсов обес­печивает сельскохозяйственные предприятия необходимой техникой и материально-производственными запасами для сельскохозяйственного производства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента:

- рынок сельскохозяйственных машин и механизмов;

- рынок материально-производственных запасов (топ­ливо, энергия, промышленное сырье и материалы);

- рынок минеральных удобрений;

- рынок кормов для животноводства.

На рынке сферы услуг сельскохозяйственные пред­приятия обеспечиваются услугами, необходимыми для осу­ществления производственного процесса. В числе этих услуг можно выделить:

- информационные (включая услуги связи);

- научно-исследовательские (включая элитное семено­водство);

- технические (в том случае, когда сельскохозяйствен­ное предприятие использует технические мощности специа­лизированных предприятий);

- ветеринарные;

- мелиоративные;

- изыскательские и землеустроительные, и др.

Рынок сферы торговли возникает тогда, когда сель­скохозяйственное предприятие не реализует продукцию са­мостоятельно, а прибегает к услугам специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг:

- услуги дилерских и дистрибьюторских организаций;

- услуги предприятий оптовой и розничной торговли;

- услуги предприятий общественного питания;

- услуги предприятий переработки.

На сельскохозяйственных рынках сельскохозяйст­венное предприятие самостоятельно реализует полученную продукцию. Отказ от услуг рынка сферы торговли может быть обусловлен отсутствием в данном регионе соответст­вующих организаций, но чаще всего причиной этого является желание сельскохозяйственного предприятия избежать пря­мых и вмененных материальных потерь, связанных с опла­той подобных услуг, а также с потерями на реализационных ценах.

Сельскохозяйственные рынки можно подразделить на:

- рынки продукции растениеводства;

- рынки продукции животноводства;

- рынки продукции переработки.

По степени ограничения конкуренции выделяют 4 типа рынков:

- рынок чистой конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистический рынок;

- рынок чистой монополии.

Рынок чистой конкуренции состоит из множества про­давцов и покупателей какого-либо схожего товарного про­дукта. При этом ни один отдельный покупатель или прода­вец не оказывает большого влияния на уровень текущих ры­ночных цен на товар.

Рынок монополистической конкуренции состоит из мно­жества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предло­жить покупателям разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразова­ния и маркетинговым стратегиям друг друга. Небольшое ко­личество продавцов объясняется тем, что новым претенден­там трудно проникнуть на этот рынок. Если какое-то пред­приятие снизит свои цены на 10%, покупатели переключатся на этого поставщика, а другим производителям придется реагировать либо снижением цен, либо предложением боль­шего числа или объема услуг. Если же предприятие повысит цены, то другие производители могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к преж­ним ценам, либо рисковать потерей потребителей в пользу конкурентов.

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регу­лируемая монополия или частная нерегулируемая монопо­лия.

В процессе деятельности рынок осуществляет следующие функции:

- обеспечение покупателей сельскохозяйственной про­дукцией соответствующего качества в количестве, необходи­мом для удовлетворения всех возникающих потребностей.

- стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию. В условиях нормально функционирующей сис­темы материально-технического обеспечения (в первую оче­редь энергоресурсами и транспортом) данная функция обу­словливает формирование справедливых цен на рынке сель­скохозяйственной продукции, обеспечивающих рентабель­ность продукции и обеспеченных платежеспособным спросом населения;

- обеспечение роста эффективности сельско­хозяйственного производства. Эта функция является прямым следствием закона экономии ресурсов и действует независимо от состояния законодательной базы, степени обеспеченности ресурсами и других внешних условий.

- обеспечение развития и совершенствования межхозяйственных связей. Действие данной функции также направлено на повышение эффективности сельскохо­зяйственного производства.

- обеспечение развития социальной инфра­структуры села и решение социальных проблем.

Под рыночной инфраструктурой понимают систему ор­ганизаций и учреждений, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке. В составе рыночной инфраструктуры принято выделять следующие звенья:

- организационная база — заготовительно-складские, снабженческо-сбытовые, комиссионные и иные посредниче­ские организации, товарные биржи. В сельском хозяйстве часть предприятий и организаций этого звена рыночной ин­фраструктуры входит в состав агропромышленного комплек­са.

- материальное обеспечение включает транспортные средства, складское и тарное хозяйство, информационные системы. В отличие от других отраслей экономики в сель­ском хозяйстве эти виды обеспечения в той или иной степени входят в состав агропромышленного комплекса и динамично развиваются в рамках АПК;

- кредитно-расчетное обеспечение — кредитно-финансовые организации, банки, инвестиционные фонды и т.п. ор­ганизации, занимающиеся выдачей кредитов, расчетно-кассовым обслуживанием и выполнением иных функций, обеспечивающих движение и эффективное использование де­нежных средств. Расчетно-кассовое обслуживание является наиболее консервативной сферой предпринимательской дея­тельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: