Категории совокупного предложения. Кривая AS

Под совокупным предложением AS понимают сумму стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг, а потому – сумму всех полученных доходов.

Совокупное предложение – совокупный реальный объем выпуска продукции в экономике, или реальный национальный продукт. Таким образом, кривая совокупного предложения AS отражает величину реального национального продукта, произведенного в данной экономической системе при различных уровнях цен. При этом прослеживается прямая (положительная) зависимость: чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в дополнительном производстве товаров и услуг. Одна из важнейших проблем из области макроэкономического приспособления спроса и предложения состоит в том, что кривая совокупного спроса не является прямой линией.

Изменение неценовых факторов AS способствует изменению совокупного предложения и сдвигу его кривой. Когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов (неценовых факторов), кроме изменений в объеме национального производства, все фирмы вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен. Кривая AS смещается влево при уменьшении совокупного предложения и вправо — при его увеличении.

Цены на ресурсы – в отличие от цен на готовую продукцию – являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату.

Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии, которой обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены, на ресурсы и совокупное предложение. Господство на рынке – это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции. Усиление господства монополии на рынке сдвигает кривую AS влево. Таким же образом на совокупное предложение действует усиление и ослабление профсоюзов.

Увеличение производительности (отношение реального объема национального производства к количеству используемых ресурсов) означает, что при имеющемся объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем национального производства. Уменьшение издержек на единицу продукции увеличение производительности приведет к смещению кривой AS вправо; и наоборот, уменьшение производительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой AS влево.

Изменения в правовых нормах, в соответствии, с которыми функционируют все предприятия, могут, изменит издержки на единицу продукции и сместит кривую AS. Есть две категории таких изменений:

1) изменение налогов и субсидий;

2) изменение характера регулирования.

Увеличение налогов с предприятий, таких, как налог с оборота, акцизные сборы, налог на социальное обеспечение, так же как и увеличение заработной платы, может увеличить издержки на единицу продукции и сократить совокупное предложение. Субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме или снижение налоговых ставок, также уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение.

В большинстве случаев фирмам дорого обходится государственное регулирование. Оно увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую AS влево. И наоборот, усиление регулирования приведет к увеличению издержек производства и уменьшению совокупного предложения.

В экономической теории нет единого взгляда по поводу формы кривой AS. Поэтому имеем синтетическую кривую, объединяющую взгляды различных экономических школ. Подходы Кейнса и классиков видны на рис. 10.3, на котором выделяются 3 участка кривой AS: I — горизонтальный ( кейнсианский ), II — промежуточный и III — вертикальный ( классический ). Y обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости. Естественный уровень безработицы возникает именно при этом объеме национального продукта.

Итак, горизонтальный отрезок кривой AS характеризует депрессивную (кейнсианскую) экономику. Неэластичность цен и заработной платы приводит к тому, что кривая совокупного предложения располагается горизонтально. На этом отрезке реальный объем производства значительно ниже объема производства при полной занятости Y ,что говорит о состоянии экономического спада, недоиспользовании производственных мощностей и избытке рабочей силы. В этом случае снижение реального объёма производства не окажет воздействия на уровень цен. При задействовании этих неиспользованных ресурсов и увеличении объема национального производства повышения заработной платы и уровня цен не происходит. При сокращении реального объема национального производства уровень заработной платы и цен также остается неизменным. Поэтому кейнсианский отрезок кривой предложения располагается справа от нулевого уровня реального объёма производства до уровня при полной занятости или до уровня потенциального объёма производства. Согласно кейнсианцам, как только достигается уровень полной занятости, кривая совокупного предложения превращается в вертикаль.

На промежуточном отрезке рост объема национального производства сопровождается ростом цен. Это происходит потому, что в некоторых отраслях избыточные ресурсы уже вовлечены, начинает ощущаться их ограниченность, часто используется менее эффективное оборудование, т.е. возрастают издержки на единицу продукции и для их компенсации необходимы более высокие цены.

Вертикальный ( классический ) отрезок на кривой совокупного предложения рассматривался классической экономической наукой и означает, что экономика достигла полной занятости, имеющиеся ресурсы уже вовлечены и дальнейшее наращивание объема производства в краткосрочном периоде невозможно. В такой ситуации увеличение производства в одних фирмах возможно только за счет «перетягивания» ресурсов от других производителей. Причем происходить это может только за счет одного — платы более высокой цены за возможность использовать дополнительные факторы. В результате — общее повышение цен, кривая предложения принимает вертикальное положение. Таким образом, любое повышение цен не приведет к наращиванию производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: