Поведение фирмы на различных типах рынка

17. Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуа­ция, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и выбор ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность фирмы не могут не сказаться на функционировании и преуспевании всей отрасли, а состояние последней влияет на национальную экономику в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности контрагентов в рыночной экономике организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макро­экономики.

Структура рынка —> поведение фирмы —> преуспевание фирмы —> преуспевание отрасли —> преуспевание национальной экономики

В современной экономи­ческой теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели пред­ставляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистичес­кой конкуренции и олигополии, называемые несовершенной кон­куренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовер­шенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают се как отсутствие конкуренции вообще.

В основу выше названной классификации положены следующие признаки:

1) количество фирм в отрасли;

2) контроль отдельной фирмы над ценами;

3) свобода вхождения в отрасль и выхода из нее;

4) характер продукта;

5) характер кривой спроса на продукт фирмы.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЫНКОВ
     
  П О К У П А Т Е Л И   ПРОДАВЦЫ
  Много Несколько Один
  Много   Полиполия (полная конкуренция) Олигополия (несколько продавцов, много покупателей) Монополия (один продавец, много покупателей)
  Несколько   Олигопсония, олигопсония спроса (много продавцов, несколько покупателей) Билатеральная олигополия (несколько продавцов и несколько покупателей) Ограниченная монополия (один продавец, несколько покупателей)
  Один     Монопсония, монопсония спроса (много продавцов, один покупатель) Ограниченная монопсония (несколько продавцов, один покупатель) Билатеральная монопсония (один продавец, один покупатель)
           

18. Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов. Но в широком смысле это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта.

Предпринимательство характеризуется следующими чертами:

1) не только свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но главное — новаторство;

2) ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Не связанная с ответственностью деятельность — это не предпринимательство, а простое распорядитель­ство по поручению;

3) ориентация на достижения экономического и, может быть, морального успеха.

Наиболее распространены сейчас следующие формы предпри­нимательства:

индивидуальная;

совместная (совместные предприятия СП);

рисковое (венчурное), т.е. инновационные фирмы — проводни­ки и разведчики НТП.

Сущность предпринимательства состоит в том, что это особая специфическая сфера рыночного хозяйствования, одновременно способ и процесс хозяйственной деятельности человека в совре­менном обществе. Предпринимательская деятельность рассматри­вается и как ведущий фактор производства.

Предпринимательство — одна из форм бизнеса. Бизнес чаще всего характеризуется как:

дело (работа);

любой вид деятельности, приносящий доход или личную выго­ду (афера — это тоже бизнес);

система ведения дел или система, которую мы создали для удов­летворения наших желаний.

Бизнес — это система, охватывающая всех хозяйственников и интегрирующая их деятельность в одно целое. Суть системы бизнеса состоит в том, что каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом, и в то же время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные экономические инициативы, предприимчивость, деловую хватку.

Классификация форм бизнеса осуществляется на основе самых разнообразных критериев. Выделяют потребительский (домашнее хозяйство) и трудовой (сделки наемного труда и т.д.) бизнес. С уче­том размеров бизнеса различают мелкий, мельчайший, средний и крупный. По формам собственности можно выделить частный, го­сударственный и коллективный бизнес. С учетом сферы приложе­ния капитала можно говорить о бизнесе в промышленности, тор­говле, образовании, агробизнесе и т.д. По степени интернациона­лизации капитала можно выделить национальный и международный бизнес (транснациональные корпорации) и др. На основе развития организационных форм бизнеса выделяется простая кооперация, мануфактура, фабрика, акционерное общество, монополии, меж­дународные концерны. По правовому (юридическому) положению можно выделить индивидуальные фирмы, полное товарищество, коммандитное или товарищество на вере, кооперативы, смешан­ное общество и т.д.

19. Теория фирмы основана на принципе стремления к получению максимальной прибыли, т. е. к увеличению разности между доходами и издержками.

Стремление к получению максимальной прибыли — это тот критерий, кото­рый определяет поведение фирмы как в течение короткого, так и длительного периода. Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкурен­ции.

Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма. Фирма — это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Для классификации фирм берут разные признаки. Главными из них яв­ляются два: форма собственности и величина фирмы.

Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида фирм, или предпринимательства:

• индивидуальное, или частное предпринимательство;

• товарищество, или партнерство;

• корпорация (акционерное общество).

По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес.

Юридическим лицом считается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическими лицами мо­гут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческими являются те, которые преследуют извлечение прибыли в каче­стве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Коммерческие организации могут создавать­ся в форме:

• хозяйственных товариществ и обществ;

• производственных кооперативов;

• государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества и общества в свою очередь существуют в формах:

Ø полное товарищество;

Ø товарищество на вере (коммандитное товарищество);

Ø общество с ограниченной ответственностью;

Ø общество с дополнительной ответственностью;

Ø акционерное общество (открытое и закрытое);

Ø дочерние и зависимые общества.

Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной деятельности, основанной на их лич­ном труде и объединении их паевых взносов.

Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме уни­тарных предприятий создаются только государственные и муниципальные пред­приятия.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворитель­ных и иных фондов.

Потребительским кооперативом называется добровольное объединение граж­дан на основе паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных по­требностей. Доходы потребительских кооперативов от предпринимательской де­ятельности распределяются между его членами.

Общественными и религиозными организациями являются добровольные объ­единения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения ду­ховных или иных нематериальных потребностей. Они являются некоммерче­скими, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы (например, свечи, крестики, цепоч­ки в церквах и т. п.).

Участники этих организаций не имеют права на имущество данных органи­заций.

Фондом называется некоммерческая организация, учрежденная на основе доб­ровольных имущественных взносов, имеющая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели. Фонд может заниматься предпри­нимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полез­ных целей, ради которых он создан,

Коммерческие и некоммерческие организации могут объединяться в ассоциа­ции и союзы.

20. С целью максимизации прибыли предприятие выбирает наиболее рациональный способ хозяйственной деятельности. Основные типы рыночной структуры: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

Рынок совершенной конкуренции, характеризуется следующими чертами.

1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.

2. Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.

3. Полная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала.

4. Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.).

5. Полная однородность одноименных товаров (отсутствие тор­говых марок и т.д.).

6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономи­ческими методами.

7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкурен­ции.

8. Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

Если фирма является ценополучателем, она может продать по рыночной цене любое количество про­дукции. В любом случае ее поставки на рынок не изменят принципиально общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене.

Рынок монополистической конкуренции – это тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара ведут конкурентную борьбу за объем продаж.

- На отраслевом рынке присутствует большое множество фирм.

- Отдельная фирма поставляет на рынок объем продукции, столь незначительный по сравнению с общим отраслевым предложением, что фирма не может влиять на рыночную цену при помощи этого фактора.

- В отрасли практически нет барьеров для притока других капиталов.

- Для продукта фирмы существует много близких заменителей, однако данный продукт дифференцирован и чем-то отличен от аналогичной продукции отрасли. Например, на рынке зубной пасты предлагаются различные марки и наименования этого продукта. Производитель доводит до потребителя информацию о реальной и мнимой дифференциации своего продукта преимущественно благодаря рекламе. Дифференцированный продукт становится в своем роде уникальным и напоминает продукт, производимый монополией. Патентование товарных знаков, промышленных марок и наименований закрепляет эту уникальность и позволяет производителю дифференцированного товара реализовать некоторый контроль над ценами.

В силу названных выше особенностей кривая спроса на продук­цию монополистически конкурентной фирмы менее эластична, чем кривая совершенно конкурентной фирмы, но более эластична, чем кривая спроса монополии (кривая спроса отрасли в целом).

Фирмы конкурируют не только по цене, но и по неценовым параметрам (технические характеристики, качество, услуги), а содержательным моментом монополистической конкуренции становится конкуренция за объем продаж.

21. Экономические ресурсы обладает некоторой предельной производительностью, в соответствии с которой определяется его рыночная цена. Реализуя на рынке ресурсов принадлежащий ему фактор производства, каждый получает свой факторный доход в соответствии с предельной производительностью фактора: рабочий получает за свой труд заработную плату, землевладелец — земельную ренту, собственник капитала — прибыль. Распределение доходов осуществляется посредством рыночного ценообразования на факторы производства в соответствии с принципами эквивалентного обмена.

Одно из важнейших современных дополнений к этой теории состоит в том, что выделяется особый, четвертый фактор производства предпринимательские способности и навыки.

Более того, сейчас все чаще говорят о необходимости выделения еще нескольких факторов, приобретших большое значение. Это в первую очередь информационный фактор, без которого немыслимо современное производство, и, конечно, экологический фактор, важность которого продиктована возросшим обратным влиянием производства на природу.

При наличии вышеназванных допущений рыночный спрос и предложение на рынке будут отображены известными кривыми спроса и предложения, пересечение которых определяет рыночное равновесие, т.е. действующую в данный момент цену фак­тора и уровень его использования в экономике.

Что касается спроса и предложения со стороны отдельно взятого покупателя или продавца фактора производства, то здесь име­ются определенные особенности. Будучи ценополучателем в условиях совершенной конкуренции, продавец готов поставить на рынок тем больше данного ресурса, чем выше его рыночная цена, т.е. кривая его предложения будет иметь обычный положительный наклон. Однако кривая спроса на предлагаемый им ресурс будет горизонтальной. Это означает, что, учитывая незначительность в масштабах рынка наличия ресурса у отдельного продавца, рынок готов принять весь предложенный ресурс. Нет возможности запросить большую цену, так как подобных продавцов ресурса множество.

Для рынка труда, или рынка рабочей силы, справедливо вес сказанное ранее о рынках факторов производства вообще. Вместе с тем следует отметить некоторые особенности, относящиеся прежде всего к предложению труда. Последнее может быть рассмотрено на трех уровнях: предложение труда со стороны отдельного рабочего; предложение труда индивидуальному предпринимателю; рыночное предложение конкретного вида труда.

Рынок труда — это категория рыночного хозяйства. Основными элементами рынка труда являются спрос на труд, предложение труда и цена труда.

Индивидуальное предложение труда определяется его вмененными издержками, которые, в свою очередь, характеризуют обус­ловленные трудом жертвы: работа может быть неприятной и даже вредной для здоровья, работа сокращает продолжительность досуга. Каждый дополнительный час работы обусловливает и дополнитель­ные, или предельные, жертвы, т.е. вмененные издержки растут. Кри­вая обусловленных трудом жертв имеет положительный наклон. Эта же кривая будет представлять собой по сути и кривую индивидуального предложения труда, поскольку, чем больше не­удобств, связанных с трудом, тем выше должна быть заработная плата, чтобы человек согласился работать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: