План
Производные инвестиции
Традиционный взгляд классической теории на процессы сбережения и инвестирования подчеркивает положительное значение высоких сбережений. Чем выше сбережения, тем глубже «резервуар», откуда черпаются инвестиции. Поэтому высокая склонность к сбережениям по логике классической школы должна способствовать процветанию нации.
Однако наращивание сбережений не всегда делает общество богаче. Чтобы разобраться в возникшем противоречии, обратимся к инвестициям.
До сих пор речь шла об автономных инвестициях, т. е. капиталовложениях, независимых от объема и динамики ВНП. Автономные инвестиции представлены главным образом как капиталовложения, осуществленные в результате технических нововведений.
В реальной действительности наблюдается взаимодействие инвестиций и дохода. Автономные инвестиции, осуществленные в виде первоначальной «инъекции», вследствие эффекта мультипликатора приводят к росту ВНП. Оживление деловой активности, рост занятости приведут к повышению склонности к инвестициям у различных групп предпринимателей. Вот эти-то инвестиции и принято называть производными. Они зависят от динамики ВНП.
|
|
Производные инвестиции, будучи «наложенными» на автономные, усиливают экономический рост, ускоряют его, что и получило название эффекта акселератора (акселератор – ускоритель).
Но колесо ускорения может повернуться и в другую сторону. Сокращение дохода вследствие эффектов мультипликации и акселерации будет сокращать и производные инвестиции. А это будет вести к стагнации производства.
Тема 8. ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели и методы
2. Государство в структуре экономических отношений
3. Экономические функции государства
4. Методы и инструменты государственного регулирования. Экономическая политика
5. Макроэкономические переменные и модели. Запасы и потоки. Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия (самостоятельное изучение вопроса).
1. Государственное регулирование экономики:
Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества.
Субъектами государственного регулирования экономики являются:
ü носители;
ü выразители;
ü исполнители хозяйственных интересов.
К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.
|
|
Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.
К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и центральный национальный банк.
Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (пли могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.
Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.
Объекты различаются по уровню решаемых проблем:
ü фирма;
ü район;
ü отрасль;
ü сфера производства;
ü национальная экономика;
ü международные отношения.
Целями государственного регулирования экономики выступают:
ü экономическая и социальная стабильность – главная цель;
ü опосредствующие цели для решения главной (первичные, вторичные, третичные и т, д.) – конкретныецели.
В системе методов государственного регулирования экономики центральное место занимают экономические методы, которые включают в себя:
ü методы прямого государственного регулирования;
ü методы косвенного государственного регулирования.
Прямые методы выступают в следующих основных формах:
ü целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы);
ü государственные закупки;
ü функционирование государственного сектора экономики.
Косвенные методы выступают в следующих основных формах:
ü денежно-кредитные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);
ü бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);
ü ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);
ü внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).