Тема 20. Регулирование рыночной экономики
Регулирование экономики –
· обеспечение стабильного функционирования экономики;
· достижение макроэкономического равновесия;
· эффективное решение ключевых экономических проблем.
Ключевые экономические проблемы:
· Что производить?
· Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит потребности членов общества? Сколько необходимо произвести товаров?
· Как производить?
· Из каких ресурсов и с помощью каких технологий должны производиться товары? Как должно быть организовано производство?
· Для кого производить?
· Кто должен получить произведенные товары и услуги? Как они будут распределяться между потребителями?
Способы регулирования:
· рыночное саморегулирование:
o стихийное;
o сознательное;
· государственное регулирование:
o прямое;
o косвенное.
Рыночное саморегулирование предполагает, что установление равновесия происходит под влиянием рыночных сил.
Стихийное саморегулирование характеризуется отсутствием субъекта регулирования («невидимая рука»).
|
|
Сознательное саморегулирование – осознанная деятельность экономических агентов, направленная на регулирование отдельных сторон рыночных отношений.
Формы сознательного саморегулирования:
· регулирование со стороны производителей и потребителей (заключение договоров, регулирование рисков, выработка стратегий и др.);
· регулирование со стороны посредников (рыночной инфраструктуры).
Государственное регулирование характеризуется тем, что определённые функции по поддержанию макроэкономического равновесия берёт на себя государство.
Прямое государственное регулирование проводится с целью непосредственного установления макроэкономических пропорций.
Формы прямого государственного регулирования:
· централизованное планирование;
· распределение государственных заказов;
· регулирование цен и тарифов.
Косвенное государственное регулирование проводится с целью повлиять на деятельность экономических агентов через их интересы.
Формы косвенного государственного регулирования:
· финансово-бюджетное регулирование (фискальная политика);
· кредитно-денежное регулирование (монетарная политика);
· рыночная экспансия (массовые закупки или продажи товаров);
· регулирование социальной сферы (социальная политика);
· нормативно-правовое регулирование.
20.2. Альтернативные подходы к определению
характера регулирования
Альтернативные подходы к определению характера регулирования:
· кейнсианский подход;
· неоклассический подход.
Кейнсианский подход:
· рыночная экономика нестабильна, развивается циклически;
|
|
· восстановление стабильности невозможно без государственного вмешательства;
· для смягчения резких экономических спадов и подъёмов необходима дискретная фискальная и монетарная политика.
Дискретная политика изменяется в зависимости от экономической ситуации:
· стимулирующая политика на стадии спада;
· сдерживающая политика на стадии подъёма.
Неоклассический подход:
· рыночная экономика по своей природе стабильна, а нестабильность вызывает дискретная государственная политика;
· государственное регулирование должно не подстраиваться под экономическую ситуацию, а основываться на определённых правилах.