Предприятие-монополист в краткосрочном периоде

Лекция 16. Поведение предприятия-монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах

Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на одну и ту же продукцию, произведенную одним производителем с одинаковыми затратами.

Существует два типа ценовой дискриминации.

1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции. Ее суть заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителями в зависимости от количества приобретаемого блага.

2. Дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы, а, следовательно, готовы платить за один и тот же товар разную цену. Поэтому продавцы на различных рынках устанавливают дифференцированные цены на один и тот же товар.

Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий:

1. Предприятия должно обладать монопольной властью.

2.

 
Должна быть исключена возможность перепродажи товара.

3. Производители должны иметь возможность и способность сегментировать рынок.

Наиболее благоприятные условия для ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, т.к. их нельзя перепродать.

Условие максимизации прибыли для монополиста состоит в равенстве предельных издержек (МС) предельному доходу (MR).

При этом, если для рынка совершенной конкуренции характерно равенство MR=Р (см. лекцию 13) и отсюда МС= MR=Р, то для монополии, где MR<Р, условие максимизации прибыли можно записать так:

МС= MRР. (16.1)

Рассмотрим график максимизации прибыли монополией в краткосрочном периоде (рис. 16.1.).

 
 


Рис. 16.1. Максимизация прибыли монополией.

Стремясь к максимуму прибыли, монополия выбирает объем выпуска Qм, при котором MR=МС (точка К) и продаёт его по цене Рм.

Средняя прибыль монополии (прибыль в расчете на единицу продукции) составит длину отрезка NA(Рм>АТС). Общая прибыль монополии на весь выпуск равна площади РмANL (заштрихованная область на рисунке).

В краткосрочном периоде возможна и ситуация убытков для монополии (рис. 16.2.).

 
 


Рис. 16.2. Монополия, приносящая убытки.

На графике спрос недостаточен для того, чтобы дать прибыль в точке, где МС=MR, поэтому монополист терпит экономические убытки.

Подводя итог, отметим, что монополист в отличие от совершенного конкурента стремится произвести меньше продукции и продать ее по более высокой цене. При этом монополист получает экономическую прибыль, если Р>АТС и терпит экономические убытки, если Р<АТС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: