Лекция 16. Поведение предприятия-монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах
Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на одну и ту же продукцию, произведенную одним производителем с одинаковыми затратами.
Существует два типа ценовой дискриминации.
1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции. Ее суть заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителями в зависимости от количества приобретаемого блага.
2. Дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы, а, следовательно, готовы платить за один и тот же товар разную цену. Поэтому продавцы на различных рынках устанавливают дифференцированные цены на один и тот же товар.
Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий:
1. Предприятия должно обладать монопольной властью.
2.
3. Производители должны иметь возможность и способность сегментировать рынок.
|
|
Наиболее благоприятные условия для ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, т.к. их нельзя перепродать.
Условие максимизации прибыли для монополиста состоит в равенстве предельных издержек (МС) предельному доходу (MR).
При этом, если для рынка совершенной конкуренции характерно равенство MR=Р (см. лекцию 13) и отсюда МС= MR=Р, то для монополии, где MR<Р, условие максимизации прибыли можно записать так:
МС= MRР. (16.1)
Рассмотрим график максимизации прибыли монополией в краткосрочном периоде (рис. 16.1.).
Рис. 16.1. Максимизация прибыли монополией.
Стремясь к максимуму прибыли, монополия выбирает объем выпуска Qм, при котором MR=МС (точка К) и продаёт его по цене Рм.
Средняя прибыль монополии (прибыль в расчете на единицу продукции) составит длину отрезка NA(Рм>АТС). Общая прибыль монополии на весь выпуск равна площади РмANL (заштрихованная область на рисунке).
В краткосрочном периоде возможна и ситуация убытков для монополии (рис. 16.2.).
Рис. 16.2. Монополия, приносящая убытки.
На графике спрос недостаточен для того, чтобы дать прибыль в точке, где МС=MR, поэтому монополист терпит экономические убытки.
Подводя итог, отметим, что монополист в отличие от совершенного конкурента стремится произвести меньше продукции и продать ее по более высокой цене. При этом монополист получает экономическую прибыль, если Р>АТС и терпит экономические убытки, если Р<АТС.