Понятие кривой и карты безразличия

Порядковая (ординалистская) теория полезности

Порядковая теория полезности — субъективная полезность или удовлетворение, которое получит потребитель из потребляемого им блага, измеряемая по порядковой шкале.

Аксиомы порядковой теории полезности

1. Полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель может сказать, что А > В (набор А предпочтительнее набора В), либо В > А, либо А ~ В (набор А и набор В равноценны).

2. Транзитивности: если А > В > C или А ~ В > C, или А > В ~ C, то А > С.

3. Ненасыщения: если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В.

4. Независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.

Кривая безразличия — это линия, каждая точка которой представляет такой набор двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать.

Рис. 23: Кривые безразличия.

Карта безразличия — это совокупность всех кривых безразличия.

Свойства кривых безразличия

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные наборы товаров (рис. 23);

2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

Рис. 24: Невозможность кривой безразличия с положительным наклоном.

3. Кривые безразличия не пересекаются.

Рис. 25: Невозможность пересечения кривых безразличия.

4. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Три типа конфигураций кривых безразличия.

Рис. 26: Кривые безразличия типа совершенного замещения.

Рис. 27: Кривые безразличия типа несовершенного замещения.

Рис. 28: Кривые безразличия типа совершенного дополнения.

Предельная норма замещения

(9)

Предельная норма замещения товаром X товара Y — это количество товара Y, которым потребитель готов пожертвовать, чтобы получить ещё одну единицу товара X, оставаясь на данной кривой безразличия.

Рис. 29: Предельная норма замены.

Рис. 30: Уменьшение нормы замены при движении по кривой безразличия.

Бюджетное ограничение потребителя

I = PX ∙ X + PY ∙ Y (10)

где I — денежный доход потребителя; РX, РY — цены товара Х и Y.

Уравнение бюджетной линии

(11)

Рис. 31: Бюджетная линия и изменение ее положения при изменении дохода и цен товаров.

Потребитель стремится сделать покупки таким образом, чтобы обеспечить себе максимум полезности в рамках своего бюджетного ограничения.

Условия оптимума потребителя:

; (12)

Рис. 32 Равновесие потребителя

Из всех доступных наборов товаров потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максиму удовлетворения. В точке E бюджетная линия касается кривой безразличия.

Реакция потребителя на изменение дохода

Все факторы, влияющие на спрос, неизменны, кроме дохода.

По реакции потребителя на изменение дохода может быть проведена классификация товаров на нормальные (спрос на которые при неизменных ценах увеличивается с ростом дохода) и низшего качества (спрос на которые уменьшается при увеличении дохода).

(линия «доход-потребление»)

Рис. 33: Реакция потребителя на изменение дохода в случае, когда оба товара Х и У — «нормальные».

Кривые Энгеля — отражают зависимость между доходом и расходами на приобретение благ, или доходом и количеством приобретаемых благ.

Рис. 34: Кривые Энгеля для случая нормальных товаров — потребление растет с ростом дохода (при неизменности прочих факторов).

Рис. 35: Реакция потребителя на изменение дохода в случае, когда товар У — «нормальный», а товар Х — «низшего качества».

Рис. 36: Кривая Энгеля для случая товара «низшего качества».

Реакция потребителя на изменение цены

Все факторы, влияющие на спрос, неизменны, кроме цены товара.

Изменение цены товара приводит к изменению реального дохода потребителя (т.е. количества товаров в натуральном выражении, которое он может приобрести на свой денежный доход) и, кроме того, изменяет относительные цены благ.

Рис. 37: Реакция потребителя на изменение цены.

Эффект дохода и эффект замены

Изменение цены одного товара (предположим, снижение)

Табл. 2

Снижается относительная цена этого товара и, хотя номинальные (денежные) цены других товаров не изменились, данный товар подешевел   Повышается реальный доход, т.е. увеличивается количество товаров в натуральном выражении, которые может приобрести потребитель на свой денежный доход
Потребитель будет замещать относительно подорожавшие товары более дешевыми Потребитель будет приобретать либо больше единиц данного товара (если он нормальный), либо меньше (если это товар низшего качества)
Эффект замены — изменение объема спроса, вызванное только изменением относительной цены товара, при неизменном реальном доходе Эффект дохода — изменение объема спроса, вызванное только изменением реального дохода, при неизменных относительных ценах  

Рис. 38: Эффект замены и эффект дохода. Товар Х — «нормальный».

Рис. 39: Эффект замены и эффект дохода. Товар У — «некачественный».

Направления влияния эффектов дохода и замены:

Эффект замены (при снижении цены) всегда выражается в росте объема спроса.

Эффект дохода (при снижении цены):

1) выражается в росте объема спроса, если товар нормальный, и усиливает действие эффекта замены;

2) выражается в снижении объема спроса, если товар низшего качества, и действует в противоположном эффекту замены направлении.

Однако эффект замены перевешивает действие эффекта дохода и общий эффект изменения цены выражается в росте объема спроса. Только для случая товаров Гиффена, эффект дохода перевешивает эффект замены и объем спроса снижается со снижением цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: