Вопрос 1. Понятие конкуренции, виды и методы конкуренции. Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм

Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм

Вопрос 10. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса

Кривая спроса у каждого потребителя своя, т.е. она отличается от кривых спроса других потребителей.

Индивидуальный спрос – это соответствующий каждой цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене блага. Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется как сумма индивидуальных объемов спроса всех потребителей при данной цене в данный момент времени.

Для графического отображения функции рыночного спроса от цены товара необходимо просуммировать все индивидуальные кривые спроса по горизонтали (суммировать все индивидуальные объемы спроса при каждом уровне цены).

При понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большой степени, чем объем спроса отдельного потребителя за счет увеличения индивидуальных объемов потребления и притока новых покупателей.

В ходе формирования рыночного спроса возникают социальные эффекты, усложняющие этот процесс из-за образования обратных связей между индивидуальным и рыночным спросами. Наиболее известными являются:

Эффект подражания - индивид увеличивает свой спрос на благо, если растет число покупателей этого блага.

Эффект сноба – явление, противоположное эффекту подражания. Объем спроса «сноба» тем меньше, чем больше данного блага покупают другие. Особой разновидностью эффекта сноба является эффект престижа, выражающийся в покупке благ, обладание которыми подчеркивает исключительность их владельцев, которые могут себе позволить то, что недоступно другим.

Цели изучения темы:

- определить понятия конкуренции, рыночной структуры;

- понять особенности совершенной конкуренции;

- исследовать поведение фирм, специфику рыночного спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции;

- определить эффективность рынка совершенной конкуренции.

План:

1. Понятие конкуренции, виды и методы конкуренции

2. Понятие рыночной структуры

3. Фирма в условиях совершенной (чистой) конкуренции

4. Максимизация прибыли в условиях чистой конкуренции в краткосрочном периоде

5. Максимизация прибыли в условиях чистой конкуренции в долгосрочном периоде

6. Совершенная конкуренция и эффективность

Конкуренция - это форма столкновения интересов фирм, от которой зависит возможность фирмы влиять на рыночную цену производимого продукта. К. – это соперничество, борьба товаропроизводителей за источники сырья, выгодные условия производства, привлекательные условия получения кредита, сбыта товаров, и в конечном итоге за получение большей прибыли. К. - объективное условие существования свободного рынка. Ее развитие зависит от совершенства антимонопольного законодательства и процессами разгосударствления и приватизации в стране, совершенствования института частной собственности.

Различают следующие виды К.

Внутриотраслевая К. стимулирует снижение издержек, рост производительности труда и качества продукции, организацию послепродажного сервиса на рынке одноименного товара.

Межотраслевая – позволяет найти сферу более выгодного вложения капитала, зависит от размера прибыли, которую можно получить при производстве того или иного товара.

Предметная К. - соперничество между производителями одного товара с целью стимулирования спроса (придание товару д\п свойств).

Функциональная К. - соперничество между производителями разных товаров, которые удовлетворяют потребности разными способами (газеты и журналы в киоске;мячи, ракетки надувные матрасы в спортмагазине).

Методы ведения К.

а) ценовые - продажу по более низким ценам, продажа товаров в рассрочку и лизинг.

б) неценовые - наделение товаров дополнительными качественными характеристиками: надежность, долговечность, энергоемкость, послепродажное обслуживание и т.п.Они подразделяются на две группы:

- конкуренция по продукту - увеличение продаж путем выпуска нового ассортимента и качества по той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50сортов горчицы.

- конкуренция по условиям продаж – использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке постоянным покупателям.

в) добросовестные (честные) – разрешены законом;

в) недобросовестны

- промышленный шпионаж (переманивание специалистов, владеющих коммерческими и производственными секретами, выпуск поддельных товаров, закупка образцов с целью их копирования);

- распространение ложной информации о соперниках,

- лишение конкурента сырья,

- создание препятствий в получении кредитов,

- прямое насилие (поджоги, взрывы),

- демпинговые цены (искусственное занижение цены, продажа товаров за границей по ценам ниже, чем на отечественном рынке; цель - вытеснение конкурентов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: