Информация (интеллектуальная собственность)

Три основных вопроса экономики:

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

Редкость ресурсов ограничивает производственные возможности, следовательно, производство одного товара означает потерю другого с использованием имеющихся ресурсов.

1. Точка, лежащая на функции КПВ, показывает рациональное использование имеющихся ресурсов на КПВ.

2. Если точка находится внутри, то это говорит о нерациональном использовании ресурсов.

3. Если точка находится за пределами функции КПВ, то при имеющихся ресурсах она недостижима и границы функции может измениться при перемене технологий.

Альтернативные (вмененные) издержки - количество одного товара, от которого приходится отказываться в угоду производству лучшего из вариантов.

Альтернативная стоимость - стоимость одного товара, выраженная в стоимости другого товара.

Закон возрастающих альтернативных издержек производства в условиях полного использования ресурсов для получения каждой дополнительной единицы одного товара, необходимо отказаться от возрастающего количества других товаров.

Блага - все то, что удовлетворяет потребностям человека.

Блага делятся на:

1) Материальные / Нематериальные

2) Производственные / Потребительские

3) Экономические / Неэкономические

4) Частные / Общественные

Лекция 2. Типы экономических систем. Кругооборот товаров и денег.

В экономике выделяют 2 способа координации хозяйственной деятельности:

1. Стихийный способ деятельности представляет собой порядок согласования, при котором порядок решения экономическими субъектами не регламентируется, а осуществляется на основе собственных субъективных предпочтений с учетом располагаемых возможностей.

2. Иерархический способ деятельности представляет собой такой порядок согласования, при котором порядок принятия решения экономическими субъектами регламентируется уполномоченными органами, установленными правилами и законами.

На практике есть и смешанный способ координации хозяйственной деятельности.

Типы экономических систем:

o Традиционная (патриархальная) экономика. Основана на иерархическом способе хозяйственной деятельности, отражает особенности религиозных, социокультурных представлений о данной хозяйственной системе. Основополагающим принципом такой системы является предсказуемость мотивации поведения и низкая склонность мобильности и ориентирована на удовлетворение нужд, характеризуется неразвитостью обмена и консерватизмом к новациям.

o Плановая экономика. Основана на иерархическом способе хозяйственной деятельности. Регулирование деятельности в такой системе осуществляется на основе научно-0разработанного плана, который принимает статус закона. Достижение установленных долговременных приоритетов на основании научного предвидения использования ресурсов. Регулятором в данной системе выступает планирующий орган, а механизмом является план.

o Рыночная экономика. Основана на стихийном способе. Поведение отдельных экономических субъектов мотивируется личными эгоистическими интересами. Государство как перераспределитель (одни платят налоги, другие получают пенсии, стипендии, социальные выплаты). Осуществляя экономический выбор субъекты не согласуют собственных действий и координации их деятельности совершается через механизм обмена ресурсами и благами, а регулятором выступает рыночная цена. Главная проблема согласования деятельности является стихийное колебание предпочтений участников рынка.

o Смешанная экономика. Опирается на рыночный механизм при активной регулирующий роли государства. Для рыночной экономической в качестве механизма функционирования является рынок. Рынок - механизм обмена посредством цен, позволяющий согласовывать действия обособленных экономических субъектов.

Рынки:

1. Товарные

2. Пространственные

3. Физические

Основные функции рынка:

1. Информационная

2. Посредническая (между покупателем и продавцом)

3. Регулирующая (регулирует спрос товаров)

4. Санирующая (принудительная; основные законы и правила)

5. Ценообразующая

6. Контрольная

Кругооборот товаров и денег

Внешний - кругооборот денег

Внутренний - кругооборот товаров и услуг

Лекция 3. Рыночные механизмы. Спрос. Предложение. Цена

Спрос - количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести по данным ценам в определенный период времени. (D)

P -цена товара

Q1 Q2 Q - кол-во потребляемого товара

Величина спроса - максимально возможое количество товаров и услуг, потребляемых по данной цене в определенный период времени

Закон спроса: Чем ниже цена, тем выше спрос

Детерминанты, изменяющие местоположение функции спроса зависит от количества потребителей, дохода потребителей, изменение цен на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные), ожидание потребителей, предпочтение и мода.

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется:

1) эффектами дохода (если цена падает, то при неизменном доходе потребитель может приобрести большее его количество)

2) эффект замещения (если цена одного товара растет, то при наличии заменителей, он будет замещен, а спрос на данный товар будет снижен)

3) закон убывающей предельной полезности (поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность) блага, потребитель готов приобрести лишь за меньшую цену

Qd - величина спроса

а - коэффициент, показывающий количество товаров и услуг, готовых приобрести по минимальной цене, даже равной 0.

b*Р - то количество товаров и услуг, которое приобретено на рынке потребителями по цене Р.

Закон спроса не действует:

1) при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями

2) в отношении редких и дорогостоящих товаров (антиквариат, золото)

3) при переключении потребителя в смене менее качественного товара на более качественные товары

Предложение - общее количество товаров и услуг, которые способные предоставить на рынки все производители.

Величина предложения - максимально возможное количество благ, которые готовы предложить производители в определенный период времени по данным ценам.

Закон предложения (прямая зависимость от цены)

Чем выше цена, тем выше предложение и наоборот, чем ниже цена, тем ниже предложение

Детерминанты, от которых зависит местоположение функции предложения

1) количество производителей,

2) изменение цен на ресурсы,

3) ожидание производителей,

4) технологии,

5) государственное регулирование

Увеличение налогов → сокращение объема производства данного товара

Qs - величина предложения

a - количество благ, товаров и услуг, которые производители производят по самой максимальной цене

b*P - количество благ, проданных по данной цене

Предложение возрастает, если функция смещается вправо и вниз

Предложение снижается, если функция смещается влево и вверх

Лекция 4. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие - такое состояние рынка, когда спрос и предложение пересекаются в одной точке и характеризуется ценой рыночного равновесия и рыночным равновесным объемом производства и потребления. В этих условиях спрос равен предложению.

1 - дефицит спроса, профицит предложения

2 - невозможность сделок между потребителем и производителем

3 - избыток спроса, дефицит предложения

4 - благоприятные условия для сделок

Излишек потребителя - это дополнительная полезность, полученная потребителем за приобретение товаров и услуг по цене ниже, за которую они готовы заплатить, приобретая данное благо.

Излишек производителя - дополнительный доход производителей с каждой последующей единицей продукции, произведенной с низкими маржинальными (предельными) издержками.

Государственное регулирование рыночного равновесия

Государство устанавливает и регулирует цены с помощью пола и потолка цен

Потолок цен - максимально возможный уровень цен за предоставляемы блага, которые находятся ниже рыночного равновесия (монопольные услуги, услуги ЖКХ)

Пол цен - минимально возможный уровень цен, располагающийся выше рыночного равновесия, дает возможность увеличения цен.

Лекция 5. Эластичность.

Эластичность - степень изменения одного фактора под воздействием изменения других.

Выделяют:

1) Эластичность спроса

2) Эластичность предложения

Ed - эластичность спроса

Эластичность спроса - степень изменения величины спроса под воздействием следующих факторов:

а) изменение цены товара (ценовая эластичность);

б) изменение цен на товары субституты (перекрестная эластичность);

в) изменение дохода (эластичность по доходу);

Значение эластичности всегда отрицательно, но положительно по модулю.

Ценовая эластичность показывает на сколько процентов изменяется объем спроса на товар при уменьшении его цены на 1%. Рассчитывается в % или коэффициентах

Ed = ∆Q •100% ∆P

- при условии, если ∆P < 5%

Изменение процентного соотношения величины спроса и уменьшение величины цены в процентном отношении.

Ed = (Q2-Q1)(P2+P1) (P2-P1) (Q2+Q1)

Ценовая эластичность имеет 5 пороговых значений.

1. Ed>1 - эластичный спрос

P

Q

В данном случае цена изменяется меньше, чем величина спроса. К эластичному спросу относятся блага, имеющие множество заменителей, или те товары, которые занимают большую долю расходов в доходах потребителей

2. Ed<1 - неэластичный спрос

P

Q

Цена изменяется быстрее, чем спрос. К ним относятся товары, имеющие заменителей, имеют меньшую долю расходов в доходах потребителей.

3. Ed=1 - единичный спрос (нелинейная функция спроса)

P

Q

Цена изменяется пропорционально спросу. К ним относятся блага, на покупку которого потребитель выделяет фиксированную величину.

4. Ed=0

P

При растущей цене объем производства не меняется. Блага, не имеющие заменителей.

5. Ed=∞

Объем производства увеличивается при фиксированной цене. Имеют абсолютные заменители

Факторы, влияющие на ценовую эластичность:

1) количество заменителей данного товара. Чем их больше, тем выше эластичность спроса

2) удельный вес товара в доходе потребителей. Чем выше доля потребления товара, тем выше эластичность

3) время, имеющееся в распоряжении потребителя. Чем больше времени, тем выше эластичность

4) значимость товара (товары первой необходимости) - всегда менее эластично. Еда: картофель, хлеб, мясо, молоко, фрукты

мед. услуги, одежда

Перекрестная эластичность - степень чувствительного изменения величины спроса на товар х под воздействием цены на товар у.

Ed(х,у) = ∆Q x ∆P y  

Если перекрестная эластичность > 0, то это касается товаров-субститутов, если <0, то взаимодополняемых, а если = 0, то независимых друг от друга.

Эластичность по доходу - степень чувствительности изменения величины спроса под воздействием изменения доходов потребителей.

Спрос является эластичным по доходу, если % изменения дохода меньше % изменения величины спроса

Спрос является неэластичным по доходу, когда % изименения дохода больше, чем % изменения спроса.

Еs – эластичность предложения

Эластичность предложения показывает степень изменения величины предложения под воздействием изменения цены. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается как отношение изменения величины предложения в % к изменению цены в %.

· Эластичность предложения зависит от того времени, которое есть у производителя для наладки производства

Es = ∆S ∆P  

· 4 периода

- Мгновенный (характеризуется невозможностью изменения производственных технологий)

- Краткосрочный (изменение хотя бы 1 переменного фактора производства – труд или капитал)

- долгосрочный (характеризуется изменением основного фактора производства - земля) для увеличения масштабов фирмы

- сверхдолгий (изменение технологий и производства в стране)

· Возможность хранения продукции производителя

· Время, имеющееся у производителя для реагирования на повышение цен на ресурсы

Лекция 6. Издержки фирмы. Доход и прибыль.

Издержки фирмы - затраты на производство готовой продукции (ее себестоимость)

Затраты:

1. Явные (внешние, бухгалтерские). Затраты на приобретение ресурсов для производства продукции из вне (от поставщиков) - свет, вода, электроэнергия, транспорт

2. Неявные (внутренние, альтернативные). Затраты от использованных ресурсов и упущенных выгод (те доходы, которые фирма не получила)

Явные и неявные затраты составляют экономические затраты предприятия.

Издержки в краткосрочном периоде времени

Явные издержки:

1. Постоянные (FC) - затраты на производство готовой продукции постоянных факторов производства (земля). Экстенсивные изменения масштабности фирмы.

- зарплата; - амортизационные отчисления на основные средства производства (здания, станки, машины, все недвижимое имущество)

2. Переменные (VC) - затраты на производство товаров переменных факторов производства (труд, капитал). Интенсивные изменения масштабности фирмы

- зарплата наемных рабочих; - закупка сырья и материалов; - налоги

Амортизация - перенос стоимости основных средств производства (ОСП) на себестоимость готовой продукции равными частями в несколько производственных циклов, при этом натуральная вещественная форма ОСП не меняется. Оборудование не меняет свою форму

Износ оборудования: физический (замена деталей)

моральный (полная замена оборудования )

Амортизационные отчисления на оборотные средства производства (ОбСП) - перенос стоимости оборотной продукции целиком в один производственный цикл, при этом материальная вещественная форма ОбСП меняется. Нацелен на создание готовой продукции (трансформация ОбСП, процесс изготовления продукции: лист резины - резиновый сапог)

FC+VC=TC  
Валовые затраты - сумма постоянных и переменных затрат фирмы.

Валовые затраты - это совокупные затраты на весь объем производства фирмы. Валовые издержки могут расти за счет переменных затрат

Постоянные затраты бывают как в нулевом цикле производства, так и в краткосрочном и долгосрочном периоде времени они превращаются в переменные.

Переменные затраты бывают всегда, кроме нулевого цикла производства.

Нулевой цикл производства - когда стоит здание в нерабочем состоянии, но на него есть какие-либо расходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: