Тип конкуренции | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Монополия | Олигополия | Моноп.конкур. | ||
Тип продукции | однородный | уникальный | Стандартизированный, дифференцированный | дифференцированный |
Концентрация фирм | большое множество | 2, 3 – 10 | много | |
Барьеры | Практически нет | Непреодолимые (высокие капитал, право собствен.) | Лицензии, авт. права, патенты, высокий капитал | Небольшой капитал, сертификаты на товары |
Власть над ценой | Ценополучатель (0,1-0,2) | Ценообразователь (0,9) | Высокая (0,7-0,8) | Невысокая (0,3-0,5) |
Пример | Рынок с/х, ценных бумаг | Энергоресурсы, нефть, газ. вода | Самолетостроение, станкостроение, машиностроение | Выпуск эл /быт. приборов |
Ценообразование на рынке монополии
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные
альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной
степени уникален. Эластичность спроса совершенно не эластична.
Чаще в экономике встречается модель монополии с эластичным спросом по цене. У данного товара есть товары-субституты. Соответственно, власть над ценой высокая при производстве товара, а барьеры вступления в отрасль непреодолимы.
|
|
· P>MR=MC
· MR=MC<AC
правило максимизации прибыли на рынке монополии
Дискриминация 1 степени устанавливается при разных ценах на один и тот же товар в зависимости от количества приобретаемого товара (про эл/энергию)
Дискриминация 2 степени заключается в том, что цена устанавливается индивидуально в зависимости от потребления, соответствующая максимальной оценке товара покупателя
Дискриминация 3 степени – установление цен на одну и ту же категорию товара различным группам населения (билеты в кино)
Ценообразование на рынке олигополии
Олигополия – несколько предприятий, которые как правило, могут договариваться друг с другом и формировать ценообразование на основе следующего поведения
· Тайный сговор
· Установление цен с помощью использования формулы «издержки +» (к издержкам добавляется 25% нормы ожидаемой прибыли и только потом устанавливается ценовой критерий)
· Установление цен на основе математической модели «верю - не верю»
· Лидерство в ценах
Ценообразование на рынке монополистической конкуренции
3 типа отрасли на рынке МК
Ценообразование на рынке совершенной конкуренции
К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести следующие характеристики.
1. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство
MR = MC = AC = P.
Это означает, что в долгосрочном периоде рынок совершенной конкуренции является бесприбыльным, т. е. цена для потребителя на этом рынке
|
|
минимальна.
2. Участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.
3. Производство осуществляется таким образом, что издержки становятся минимальными.