Типы конкуренции

Тип конкуренции Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополия Олигополия Моноп.конкур.
Тип продукции однородный уникальный Стандартизированный, дифференцированный дифференцированный
Концентрация фирм большое множество   2, 3 – 10 много
Барьеры Практически нет Непреодолимые (высокие капитал, право собствен.) Лицензии, авт. права, патенты, высокий капитал Небольшой капитал, сертификаты на товары
Власть над ценой Ценополучатель (0,1-0,2) Ценообразователь (0,9) Высокая (0,7-0,8) Невысокая (0,3-0,5)
Пример Рынок с/х, ценных бумаг Энергоресурсы, нефть, газ. вода Самолетостроение, станкостроение, машиностроение Выпуск эл /быт. приборов

Ценообразование на рынке монополии

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные

альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной

степени уникален. Эластичность спроса совершенно не эластична.

Чаще в экономике встречается модель монополии с эластичным спросом по цене. У данного товара есть товары-субституты. Соответственно, власть над ценой высокая при производстве товара, а барьеры вступления в отрасль непреодолимы.

· P>MR=MC

· MR=MC<AC

правило максимизации прибыли на рынке монополии

Дискриминация 1 степени устанавливается при разных ценах на один и тот же товар в зависимости от количества приобретаемого товара (про эл/энергию)

Дискриминация 2 степени заключается в том, что цена устанавливается индивидуально в зависимости от потребления, соответствующая максимальной оценке товара покупателя

Дискриминация 3 степени – установление цен на одну и ту же категорию товара различным группам населения (билеты в кино)

Ценообразование на рынке олигополии

Олигополия – несколько предприятий, которые как правило, могут договариваться друг с другом и формировать ценообразование на основе следующего поведения

· Тайный сговор

· Установление цен с помощью использования формулы «издержки +» (к издержкам добавляется 25% нормы ожидаемой прибыли и только потом устанавливается ценовой критерий)

· Установление цен на основе математической модели «верю - не верю»

· Лидерство в ценах

Ценообразование на рынке монополистической конкуренции

3 типа отрасли на рынке МК

Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести следующие характеристики.

1. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство

MR = MC = AC = P.

Это означает, что в долгосрочном периоде рынок совершенной конкуренции является бесприбыльным, т. е. цена для потребителя на этом рынке

минимальна.

2. Участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.

3. Производство осуществляется таким образом, что издержки становятся минимальными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: