Сущность и принципы планирования

Планирование деятельности предприятия

Эффективность функционирования предприятия определяет­ся многими обстоятельствами. Среди них: правильность установ­ления «что, сколько, какого качества и к какому времени произ­водить продукцию или оказывать услуги» с учетом спроса и пред­ложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспе­чение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и пр.

В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон ис­пользования этих факторов чрезвычайно большой. Поэтому каж­дое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочета­нию.

Это предполагает необходимость применения соответствую­щих форм и методов их внутренней увязки. Такой формой явля­ется планирование производственной и хозяйственной деятель­ности предприятия. Опыт многих преуспевающих компаний про-мышленно развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производ­ственной деятельности является важнейшим условием их выжи­ваемости, экономического роста и процветания, успешной реа­лизации принятой стратегии развития предприятия. И в самом деле, если стратегия предприятия является принципиальной ус­тановкой его развития на будущее, то планирование представля­ет собой определение оптимальных путей производства и реали­зации продукции, поскольку в нем осуществляется как увязка ре­сурсов, потенциала предприятия с целями его развития во временном периоде, так и со способами их достижения. Более того, в условиях неопределенности экономического развития, на­личия рисков и жесткой конкуренции, присущей рыночной си­стеме хозяйствования, оно становится практически единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприя­тия Именно оно позволяет предприятию на основе имеющихся «утренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, про­исходящих в хозяйственной среде.

Вместе с тем планирование будет действенным только в том ииучае, если оно будет отвечать следующим требованиям:

Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, ютда и как может произойти?

Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, прини­маемых сегодня.

В-третьих, планирование есть непрерывный процесс приня­тия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по юемени цели и задачи развития предприятия в связи с изменени­ями. происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для п выполнения.

В-четвертых, планирование следует осуществлять попринципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в резуль­татах работы предприятия группы лиц (собственников, учреди­телей, коллективов акционеров, государство и т.п.).

В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов гроизводства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на дол­госрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобре­тением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рас­сматривать на краткосрочный период.

Реализация этих требований предполагает, что планирование я процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам.Это:

гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к из­менениям среды функционирования предприятия. Его соблюде- ние требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

непрерывность, предполагающая скользящий характер пла­
нирования, прежде всего в части систематического пересмотра
планов, «сдвигая» период планирования (например, после завер­
шения отчетного месяца, квартала, года);

коммуникативность, под которой понимается координация
и интеграция усилий (или принцип холизма по Р.Акофу). Все дол­
жно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

участие, предполагающее важность вовлечения в него всех
возможных участников процесса функционирования предприя­
тия;

адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооцен­
ки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что
реально происходящие процессы с рациональной точностью дол­
жны моделироваться при составлении плана предприятия;

комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех
направлений финансово-хозяйственной деятельности предприя­
тия;

многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из
альтернативных возможностей достижения поставленной цели.
Соблюдение этого принципа требует разработки различных сце­
нариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных
сценариев развития окружающей среды;

итеративность, предусматривающая неоднократность увяз­
ки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловли­
вает творческий характер самого процесса планирования.

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, крат­косрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения од­ной из ведущих отраслей знания экономической науки - «Про­гнозирование и планирование экономической деятельности».

В нашем случае планирование будет рассмотрено только с точки зрения его роли и значения в деле развития экономики пред- прпхтя о условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: