Лекция № 2 Функции государство –

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства – это объективно необходимые направления в деятельности государства, выражающие его сущность и социальное предназначение.

Юридическое понимание функций государства в основном это:

правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. Это функции государства по отношению к праву.

Но о функциях государства чаще принято говорить как об основных направлениях его деятельности, обусловленных задачами государств и целями правового регулирования.

Необходимо отличать функции государства от функций отдельных её органов. В осуществлении функций государства, так или иначе, в большей или меньшей степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменить никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, секторы и т.д.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечить общие функциональные задачи органа.

Сущность государства можно рассмотреть через его признаки, которые подразделяют на основные и дополнительные.

Важнейшим признаком государства является суверенитет – верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам внутри страны и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами.

           
   
 
   
 


Экономическая Оборона

Политическая Дипломатическая

Социальная Внешнеполитическая

Правоохранительная Внешнеэкономическая

Экологическая Культурное сотрудничество

Обеспечение национальной Решение глобальных проблем

безопасности Правоохранительная

Транспортная Экологическая

Информационная

Функции государство – это основные направления его деятельности, выражающее сущность и социальное назначение государства.

Функции вытекают из природы и нужд самого общества, а в государственно-организационном обществе обретают характер государственных функций. Функции государства как главные направления его деятельности обусловлены основными задачами, стоящими перед обществом. Изменение задач ведет к изменению функций государства. В функциях государства проявляются его сущность и социальные назначение.

Функции государства следует отличать от функций и форм деятельности отдельных органов государства. В их числе можно назвать следующие виды деятельности: законодательная, исполнительная, контрольно-надзорная, юрисдикционная (по разрешению конкретных юридических дел), следственно-дознавательная (тюрьмы, колонии, следственные изоляторы), налоговая, пограничные службы и т.д. Функции государства – это именно главные направления деятельности государства в целом, в совокупности всех его органов.

В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности. Например, функция охраны правопорядка проявляется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикционной и иных формах деятельности.

Функции государства носят предметный, объективный характер, ибо порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают перед обществом на определенных этапах его развития. Без этих по своей природе общественных функций общество не может нормально существовать и развиваться.

Функции государства носят устойчивый характер. Это главные направления деятельности, существующие, как правило, на всем протяжении времени существования государства. Формы и методы осуществления функций могут меняться, но направление деятельности государства остается постоянным. Например, экономическая функция Российского государства остается главным направлением его деятельности, однако формы и методы ее осуществления существенно изменились: на смену командно-административны методам прямого, жесткого, управления экономикой пришли экономические методы косвенного, мягкого, воздействия на экономику.

Форма государства.

Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Форму государственного устройства, политико-правовой (государственный режим.

Форма государства представляет собой единство трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Наглядно структура данного понятия представлена на рис.

               
   
 
   
Форма государственного устройства
 
 
 


внутригосударственная
Деспотический

Монархия
Тиранический

Тоталитарный

Абсолютная Унитарное государство Фашистский

Ограниченная Федеративное государство Авторитарный

межгосударственная
Республика
Либеральный

Демократический

       
   
 
 


Суперпрезидентская Конфедерация

Президентская Содружество

Смешанная Сообщество

Парламентская Ассоциация

Империя

Союз

Форма внутригосударственного устройства характеризует способ организации территории государства и отношение государства в целом с его составными территориальными единицами.

Политический режим – совокупность методов осуществления государственной власти.

Форма правления - представляет собой способ организации государственной власти, предусматривающей порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.

Монархия ( от греч. – «единовластие) – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточено в руках единоличного главы государства (монарха) и передается им по наследству.

Признаки монархии:

· существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью;

· наследственный порядок преемственности верховной власти;

· юридическая безответственность монарха.

В зависимости от объема властных полномочий монарха различают абсолютную и ограниченную (конституционную) монархию.

Абсолютная монархия - форма монархии, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства. Данную форму правления имели так называемые восточные деспотии, государства Западной Европы в период раннего и позднего феодализма. В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует только в Омане.

Ограниченная монархия – форма монархии, при которой власть единоличного главы государства ограничена на основе конституции иными органами. В зависимости от степени ограничения власти монарха различают монархию дуалистическую и парламентарную. Дуалистическая монархия – это переходная форма монархии (от абсолютной к парламентарной), при которой власть монарха ограничивается в законодательной области парламентом. Парламентарная монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Такая монархия функционирует в соответствии с принципом «монарх царствует, но не правит», институт монарха сохраняется благодаря устойчивости монархической идеи в создании народа (Англия, Япония, Бельгия, Голландия, Норвегия).

Республика (от лат. – «общее дело») – это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит органам власти, избранным населением на определенный срок.

Например: в рабовладельческую эпоху является Афинская Республика (IV-V вв. до н.э.). Высшие органы республики избирались полноправными гражданами Афин. В средние века – в эпоху феодализма – республиками были города государства Венеция, Генуя, Новгород, Псков.

Признаки республики:

· источником власти признается народ;

· высшие органы государственной власти избираются населением или формируются представительными органами;

· органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого они слагают свои полномочия;

· государственный аппарат строится на основе принципа разделения властей;

· взаимная ответственность органов государственной власти.

Виды республик:

а) президентская - форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избранный путем голосования и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (США, Бразилия, Грузия, Казахстан);

б) парламентарная – форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность только перед ним (Германия, Италия, Израиль, Индия);

в) смешанная – это форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республик (Франция, Польша, Австрия, Россия, Узбекистан, Армения).

Форма государственного устройства – это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами государственной власти.

По форме государственного устройства все государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство – это единое, простое государство, не имеющее в свое составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Оно неделимо: его отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, органов государственной власти, не обладают суверенитетом (Италия, Швеция, Беларусь, Украина, Казахстан).

Особенности унитарного государства:

· единая и общая для всей страны системы высших и центральных органов государственной власти;

· одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

· единая денежная система, одноканальная система налогов;

· территориальные элементы унитарного государства не имеют атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают создание внутри себя автономий (автономия – это внутреннее неполитическое самоуправление какого-либо района государства). Автономиями, например, являются Крым в Украине, Аджария в Грузии, Корсика во Франции.

Федерация – это сложное союзное государство, части которого – субъекты федерации – являются государственными образованиями и обладают относительной политической самостоятельностью (Германия, Индия, Канада).

Особенности федерации:

· двухуровневая система органов государственной власти: общефедеральные и субъектов федерации;

· два уровня законодательства при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

· двухпалатное строение парламента;

· двухканальная система налогов.

Существует несколько классификаций федеративных государств. По способу выделения субъектов федерации может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа – например, США, Германия, Австрия), национально-государственной (образованной по национальному принципу – Югославия), и смешанной (сочетающей первые два способа – Россия).

В зависимости от способа возникновения и характера учредившего федеративное государство акта различают договорные и конституционные федерации. При договорном способе независимые государства объединяются в федерацию, заключив между собой соответствующий договор (США, СССР). Конституционные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций. В этом случае федерация формируется «сверху» в результате признания центральной властью федерации в качестве более рациональной формы государственного устройства и конституционного закрепления такой формы (Российская Федерация).

В зависимости от правового статуса субъектов, различают симметричные, (субъекты обладают одинаковыми полномочиями – СССР, Германия) и асимметричные (правовой статус субъектов различен – Россия, Индия) федерации.

В зависимости от варианта взаимоотношений между федеральной властью и органами субъектов федерации различают централизованные федеративные государства (со значительными полномочиями федеральных органов – Индия) и децентрализованные (со значительными полномочиями субъектов федерации – Германия, Швейцария).

Одним из актуальных вопросов федеративного государства является проблема сецессии – права субъекта на выход из состава федерации. Современные федерации не представляют субъектам такого права, (исключение составляет Эфиопия).

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию.

Конфедерация – союз суверенных государств, созданных для достижения определенных целей (политических, военных, экономических) (СНГ, Европейский Союз).

Участники конфедерации сохраняют суверенитет, имеют собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство. Конфедерация создается на добровольной основе путем заключения международного договора и распадается после достижения целей ее образования. Классический пример конфедеративного союза – США в период с 1781 до 1787. С 1958 по 1961 г. существовала Объединенная Арабская Республика – конфедерация Египта и Сирии. Последней конфедерацией была Сенегамбия (1981-1988 гг.) – союз Гамбии и Сенегала, конфедерация народов Кавказа в период военных действий Грузии и Абхазии.

Государственный аппарат

Государственный аппарат (механизм государства) – это система государственных органов, при помощи которых обеспечивается выполнение функций государства.

Принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы его были возложены еще античными мыслителями (Аристотель).

Реализация теории разделения властей на практике означает, что законодательная деятельность осуществляется высшим представительным органом, исполнительно-распорядительной деятельность возлагается на органы исполнительной власти, а судебная власть осуществляется независимыми судами.

Государственный аппарат состоит из различных по структуре, роли и порядку формирования государственных органов. Государственный орган – это составная часть механизма государства, наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства.

Признаки государственного органа состоят в том, что он:

а) осуществляет государственные задачи и функции;

б) имеет определенную компетенцию и структуру;

в) обладает властными полномочиями;

г) формируется и действует на основе правовых актов.

Государственные органы принято классифицировать по различным основаниям: по принципу разделения властей (законодательная, исполнительные и судебные), по времени действия (постоянные, временные, чрезвычайные), по порядку формирования (представительные, т.е. избираемые населением, и производные, т.е. формируемые представительными), по характеру осуществления компетенции (коллегиальные и единоначальные), по сфере полномочий (орган общей компетенции и органы специальной компетенции) и т.д.

Наряду с государственными органами выделяют должностных лиц государства. Должностное лицо занимает собственное место в системе органов государства, имеет свою компетенцию. Оно является своеобразной ячейкой в системе государства, которую в определенный период времени занимает то или иное физическое лицо, по своим качествам соответствующее данной должности.

Государственный режим.

Государственный (политико-правовой) режим – это совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер. Политико-правовые режимы делятся на демократические антидемократические.

Демократия – это политико-правовой режим, основанный на признании народа единственным источником и субъектом власти.

Признание демократического режима:

· народ – единственный источник власти;

· признание права и свобод в равной мере за всеми гражданами государства;

· реальное обеспечение прав и свобод человека в соответствии с международными стандартами;

· наличие выборных представительных органов государственной власти;

· политический и идеологический плюрализм;

· правовой характер деятельности органов государственной власти.

Антидемократический режим – это политико-правовой режим, основанный на ущемлении прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц.

Антидемократический режим делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режим – это политико-правовой режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Признаки тоталитаризма следующие:

· наличие единственной массовой партии, сросшейся с государственным аппаратом;

· господствующая тоталитарная идеология;

· монополия властей на информацию, ее полный контроль над СМИ;

· мощный аппарат контроль и принуждение;

· внеэкономическое принуждение к труду;

· фиктивность законодательства;

· подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

Авторитарный режим – политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом. Признаки авторитарного режима:

· носителем власти является только правящая элита, народ отчужден от управления;

· централизация власти и ее неподконтрольность граждан;

· запрещение политической оппозиции;

· потенциальная опора на силу; отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы жизни.

Авторитарный режим носит переходный характер между тоталитарным и демократическим.

Военный режим – политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота. Признаки военного режима:

· переход власти в результате военного переворота к хунте;

· замена конституции актами военных властей;

· роспуск гражданских органов власти и замена их военными;

· ограничение действия прав и свобод человека.

Гражданское общество

Под гражданским обществом понимают общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства и взаимодействующими с ними.

Гражданское общество можно охарактеризовать как:

1) сообщество свободных независимых от государства индивидов;

2) открытое социальное образование, в котором обеспечивается свобода слова, информации, контактов с остальным миром и т.д.

3) сложноконструированную плюралистическую систему, состоящую из множества общественных форм (объединений, клубов и т.п.), форм экономической, социальной деятельности, в которой действует принцип многообразия форм собственности и форм хозяйственности;

4) саморазвивающуюся и самоуправляемую систему, независимую от государства, в которой присутствует ярко выраженная гражданская инициатива;

5) правовое демократическое общество, где основополагающим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Развитие и формирование правового государства напрямую зависит от гражданского общества. В свою очередь, правовое государство создает благоприятные условия для функционирования гражданского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: